Президенты видели императоров и самозванца

"Приглашение действительно только при наличии конверта приглашения с именем и предъявлении бАджа или документа, удостоверяющего личность приглашенного".

<BR><BR>"Приглашение действительно только при наличии конверта приглашения с именем и предъявлении бАджа или документа, удостоверяющего личность приглашенного".<BR><BR>Строгая надпись прилагалась к билету в Мариинку с надписью "Бесплатно". Отличное место -- первый ярус, правая сторона, восьмая ложа. Если кто не в курсе, это рядом с ложей "Д", чаще по старинке называемой Царской. Ну а кроме всего прочего, на концерте должны были быть Владимир Путин и еще два-три десятка президентов.<BR><BR><B>Аперитив</B><BR>Гала-концерт должен был начаться в 8 вечера, но приглашение "советовало" прибыть на Театральную площадь до 19.00.<BR>В 19.05 в Царском фойе, где проходил концертный "аперитив", уже был аншлаг. Аперитив был предельно строгим. Юноши с табличками "ЯШ" разливали Hennessy VSOP, шампанское Moet & Chandon Brut Imperial, газированную воду "Балтика" и апельсиновый сок неопределенного производителя в кувшинах. Были еще шоколадные конфеты, я взял из коробки последнюю.<BR>Постепенно лица стали принимать знакомые очертания. Первой идентифицированной в Царском фойе персоной оказался Юрий Лужков, который, поместившись в самом центре (зала, но не внимания), жизнерадостно улыбался и общался с прочими зрителями. Чуть ближе к столам с шампанским и коньяком стоял Виктор Черкесов с супругой.<BR>Из представителей местного бизнеса были замечены президент "Союзпетростроя" Владимир Гольман, председатель совета директоров группы компаний "ЛИВИЗ" Владимир Шаршов, генеральный директор "Первой мебельной фабрики" Александр Шестаков, ресторатор Саша Шмидт и пр. В какой-то момент появился лучезарный маэстро Гергиев в облегающем сюртуке поверх черной футболки и сразу включился в беседу с иностранцами: "How do you do?"<BR>Нельзя сказать, что публика была сосредоточена на обсуждении балетно-оперных вопросов. "А можно ли сделать "Пасхальную" водку?" -- "Нет проблем. Сделать водку -- это самое простое. Главное найти сегмент, которым может быть востребован продукт", -- говорили где-то под ухом.<BR><BR><B>Первый в пятом ряду</B><BR>В зале шла своя жизнь. Музыканты настраивали инструменты, и создавалось ощущение, что они сидят в оркестровой яме чуть ли не с утра. Изнутри ямы за музыкальной работой зорко наблюдал человек с красной аккредитацией на груди, снаружи -- директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Затем к барьеру, отделяющему партер от оркестра, подтянулись генеральный конструктор -- начальник ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Спасский, академик и лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, полпред президента Валентина Матвиенко и председатель наблюдательного совета ОАО "Промышленно-строительный банк" Владимир Коган. Несмотря на то,что до начала оставался еще почти час, зрители занимали свои места. Михаил Шемякин, пробравшись к своему креслу во втором ряду, все-таки снял черную "кепку", разметав волосы по плечам. Сразу за ним поместился Даниил Гранин. Валентине Матвиенко достался билет в первом ряду. Рядом уселся Владимир Яковлев. И было непонятно: то ли губернатор сидит по левую руку от полпреда, то ли полпред -- по правую от губернатора.<BR>На каждом кресле зрителя поджидал комплект, состоящий из фирменного голубого Мариинского бумажного пакетика, двойного CD Gergiev и трех программок -- совсем маленькой со списком гала-концертных номеров, средней -- с рассказом об исполнителях и огромной -- о Фестивале "Звезды белых ночей". Уже по числу пакетиков можно было судить, что аншлаг не планируется. В нашей ложе на 22 места приходилось лишь 12 комплектов. Реально людей пришло еще меньше. До последнего момента казалось, что полупустым окажется и партер. Но ситуацию исправили хлынувшие гурьбой в 19.55 президенты. Они довольно долго внешне неприкаянно ходили по центральному проходу. "У них свободная рассадка, свободная рассадка", -- пронеслось по нашей ложе.<BR>Учитывая результат, в это верилось с трудом. Путин сел рядом с проходом в пятом ряду (место №15). Обзор Владимиру Владимировичу "закрывали" Леонид Кучма и какой-то восточный президент. В ожидании начала Путин взял обоих за плечи и разом развернул к себе. Из хорошо известных мне персон удалось узнать Шеварднадзе. Он поместился много правее Путина -- почти на отшибе. Когда расселись президенты, стало окончательно ясно, что партер на 95%, а то и более окрашен в черные тона.<BR>В подавляющем большинстве зрителями являлись мужчины "бальзаковского" возраста в черных костюмах. Обнаженные плечи, декольте и бриллианты в зале почти не присутствовали. Редкие представительницы прекрасного пола в основном были облачены в деловые костюмы.<BR><BR><B>Императоры и Лопаткина</B><BR>Почему президенты не заняли Царскую ложу, остается только гадать. Может быть, на всех президентов там просто не хватало места, и тогда обделенным было бы обидно. А может быть, Владимир Путин просто любит быть ближе к народу, а другие последовали его примеру. Благодаря партерному президентскому выбору стоило мне распрямить плечи, чуть-чуть вытянуть шею -- и поверх оплетающего бортик нашей ложи цветочного покрова я видел голову Путина и его реакцию на происходящее. Хорошо президент смотрел концерт, заинтересованно. Хотя, может быть, не столь внимательно, как это делал человек, вошедший в нашу ложу в тот момент, когда в зале гасили свет. Пиджак 56-го размера на нем смотрелся как влитой. Человек все время наблюдал за сценой, отвлекшись всего пару раз, когда в соседней ложе кто-то из зрителей резко двинулся с места.<BR>Сам гала-концерт был прекрасен. А каким он еще мог быть, если в зале сидят несколько десятков президентов? Сначала на сцене появился Петр I (в оркестровом вступлении Антона Рубинштейна к опере "Демон"), затем Екатерина II (в сцене бала из "Пиковой дамы"). С точки зрения политкорректности не так убедительно смотрелся на сцене Самозванец из "Бориса Годунова", но зато его партию исполнял сам Владимир Галузин. Мариинка стянула лучшие оперно-балетные силы. Были Диана Вишнева, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Рене Флеминг, Светлана Захарова, Игорь Зеленский и др. Единственный в прямом смысле концертный номер получила главная "секси" Мариинки Анна Нетребко с первой частью концерта для голоса с оркестром Глиэра. Но самые громкие аплодисменты достались Ульяне Лопаткиной, вернувшейся в этот вечер на сцену после двухлетнего перерыва с "Умирающим лебедем" Сен-Санса.<BR>