Баски превратили грязный город в культурную столицу

Полностью перестроить экономику города и привлечь в депрессивный промышленный центр толпы туристов можно всего за полтора десятка лет. Опыт испанского города Бильбао это наглядно показывает.

<BR><BR>Полностью перестроить экономику города и привлечь в депрессивный промышленный центр толпы туристов можно всего за полтора десятка лет. Опыт испанского города Бильбао это наглядно показывает.<BR><BR>Важную роль в глобальной перестройке сыграл Музей Гуггенхайма в Бильбао, ставший главной туристической приманкой города. Музей был открыт в октябре 1997 года. За 5 с половиной лет Бильбао посетили 5,4 млн человек, причем 85% туристов приехали из-за пределов Страны Басков.<BR>Строительство музея обошлось в $100 млн. Еще $20 млн было выплачено непосредственно Фонду Соломона Р. Гуггенхайма за использование бренда и аренду коллекции. Новый музей быстро окупил себя и давно приносит прибыль.<BR><BR><B>В калашный ряд</B><BR>Бильбао -- промышленный центр и главный торговый порт Испании -- был основан в XIV веке. Сегодня это крупнейший (400 тысяч жителей) город Страны Басков, одной из 17 автономных областей Испании.<BR>С XIX века в Бильбао добывали и перерабатывали железную руду. Здесь много текстильных фабрик и предприятий химической промышленности. Правда, три десятка лет назад запасы железной руды подошли к концу. Упадок отрасли совпал с глубоким экономическим кризисом, в котором оказалась вся Страна Басков. Тогда и было принято поворотное решение: превратить промышленный центр в культурную столицу.<BR>Затея казалась невыполнимой. Массовый турист в Бильбао не ехал. Хотя здесь и есть старый город с готическим собором, в целом Бильбао красивым назвать нельзя.<BR>Перестройка города началась в конце 1980-х годов. Баски взялись за дело с размахом. Сегодняшний Бильбао -- большая стройка Испании. Повсюду ремонтируются старые дороги и прокладываются новые, расчищаются территории в центре города и перестраиваются старые здания. Стоимость всех мероприятий оценивается в $1,5 млрд.<BR>Средства у басков были. После смерти диктатора Франко Страна Басков была освобождена от уплаты налогов в центральную казну. Это позволило за 15 лет накопить достаточно крупные ресурсы.<BR>В Бильбао работали самые известные современные архитекторы мира, которые изменили всю инфраструктуру города. Сэр Норман Фостер спроектировал городской метрополитен ($950 млн) и пешеходный мост; Сантьяго Калатрава построил аэропорт ($400 млн). Были построены новый вокзал, здание оперы, шесть театров и 10 культурных центров.<BR><B>Безумство храбрых</B><BR>Самым амбициозным проектом перестройки стало открытие музея современного искусства. Ни здания, ни самой коллекции у басков не было. Так возник совместный проект с Фондом Соломона Гуггенхайма, который владеет самым крупным собранием современного искусства.<BR>Коллекция фонда Соломона Гуггенхайма разрасталась настолько стремительно, что выставочных площадей не хватало. Естественно, что директор фонда Гуггенхайма Томас Кренс стремился к экспансии. Так планы басков совпали с планами Томаса Кренса.<BR>В 1991 году фонд получил предложение участвовать в организации нового музея. Принцип был прост: здание -- наше, коллекция -- ваша. Строительство музея взялись финансировать испанское правительство, власти Бильбао и Страны Басков. Музейщики согласились.<BR>Проект Музея Гуггенхайма разработал американский архитектор Фрэнк О. Гери. В лучах закатного солнца музей Гуггенхайма напоминает стальной цветок, распустившийся на берегу реки Нервион. Внутри музея нет привычных выставочных залов. Пространство здания на трех этажах мобильно и легко трансформируется под каждую выставку. В этом заключалась одна из идей архитектора. Неординарное здание в первый же год привлекло немыслимое для нового музея количество посетителей -- 1,4 млн.<BR>Менеджмент Фонда Гуггенхайма воплотил новую модель музея. Поскольку современное искусство -- подвижная материя, а не застывший объект, музей перестает быть обычным собранием предметов, а становится произведением искусства.<BR>Гуггенхайм -- не музей в привычном смысле. Фонд практически не располагает запасниками, а его экспозиция разделена между всеми музеями в Европе и Америке. Выставки в Бильбао сменяют одна другую, внутреннее пространство музея меняется, а зритель не успевает устать от одних и тех же интерьеров и экспонатов.