Автостоп-менеджеры подрабатывают домкратами

Если человек с завидным постоянством выходит на обочину трассы в ярком комбинезоне и с рюкзаком за плечами, поднимает руку и пытается "стопить" проезжающие по ней машины, предположить о нем можно многое. Сложнее всего -- что он проректор какого-нибудь пет

<BR><BR>Если человек с завидным постоянством выходит на обочину трассы в ярком комбинезоне и с рюкзаком за плечами, поднимает руку и пытается "стопить" проезжающие по ней машины, предположить о нем можно многое. Сложнее всего -- что он проректор какого-нибудь петербургского университета, налоговый инспектор или менеджер серьезной компании.<BR><BR>Автостоп -- не только способ быстрого и бесплатного проезда до желаемого места. Он сродни идеологии. Не чужд ни студенту, ни бизнесмену. Как и полагается любому мировоззрению, имеет свой кодекс писаных и неписаных правил, теоретическую и практическую образовательную базу и даже религию с главным богом и множеством ему подчиняющихся. Люди, его практикующие, организуют клубы и лиги; соревнуются между собой, ставят оценки и продвигаются по иерархической лестнице: от новичка до номерного гонщика. Причины, по которой они это делают, разные. Для кого-то это желание "трогать мир своими руками", кому-то близок дух авантюризма. А многие даже не могут объяснить причину своего выбора.<BR><B>Проректор</B><BR>Путь голосующего проректор по учебной работе Русского Христианского Гуманитарного института Константин Нетужилов выбрал именно для того, чтобы "видеть и трогать" мир. Хотя в данный момент он не закаляет дух автостопом, но о своей "придорожной" жизни рассказывает взахлеб. "Как сейчас помню: шел первый снег, ночное шоссе в районе Медвежьегорска, глухие леса, ветки в некоторых местах перекрещиваются над дорогой -- прямо как в джунглях, огромный "ЗИЛ" и случайно пойманная по приемнику музыка Баха... Переживание незабываемое!" -- рассказывает чуть откинувшийся в кресле и прикрывший глаза проректор. В период активного занятия автостопом его любимой машиной был "КАМАЗ". Объясняет это тем, что автомобиль просторный. Этот показатель крайне важен для людей с длинными ногами, а рост проректора достигает 190 см. За удобство господин Нетужилов платил сполна: среди автостопщиков хорошим тоном считается умение не только вести разговоры, но и, например, менять колеса. Будущему проректору приходилось делать это часто. И не только это. Был случай, когда он в буквальном смысле держал в своих руках жизнь водителя, потому что владелец машины лежал под "железным конем", устраняя неполадку, а Константин Нетужилов выполнял роль домкрата. Правда, держать пришлось не "КАМАЗ", а "всего лишь" "Волгу".<BR><BR><B>Полицейская гостиница</B><BR>Женщин среди автостопщиков ничуть не меньше, чем мужчин. Налоговый инспектор Ольга Переверткина, катаясь по трассам на чужих автомобилях, удовольствие в первую очередь получает от общения с интересными людьми. Наверное, и они тоже рады диалогам с Ольгой, раз угощают ее в придорожных кафе и приглашают переночевать. "Однажды в Швеции мы остановили машину, водителем которой был президент крупной корпорации. Мы достаточно долго с ним ехали. Был уже поздний вечер, и он спросил, где мы планируем ночевать. Я объяснила, что у нас есть спальники, примусы. Такой ответ его несколько шокировал, и он предложил нам свои услуги -- договорился с начальником одного из полицейских участков, чтобы тот нас приютил. Это была незабываемая ночь: гостеприимство, горячий кофе, постель с чистым бельем, и все это в полицейском участке", -- вспоминает она.<BR>А еще Ольгу крайне привлекают в культуре автостопа динамика событий и неожиданность всего происходящего. Она и предположить не могла, махая рукой на дорогах Финляндии, что на ее призыв остановиться ответит "Кадиллак". Более того, вскоре выяснилось, что эта большая машина обладает богатой биографией. По уверению шофера, в прошлом "Кадиллак" принадлежал Алле Пугачевой. И, хотя на тот момент машина уже была куплена финской компанией, Ольга до сих пор не может забыть 10-летней давности ощущение "машины Пугачевой".<BR><BR><B>Карачун и его духи</B><BR>Говорят, искусству голосовать на дорогах можно научить. Например, теоретический курс в Петербургской Лиге автостопа читается почти год. И учат там не только менять колеса. По мнению Ольги Переверткиной, автостопщик должен знать и географию, и основы медицины, уметь ориентироваться на трассах и владеть иностранными языками. С этим "набором" автостопщик в паре или один по разработанному маршруту отправляется на трассу. Кстати, вопрос экипировки голосующего крайне важен. Одежда должна быть яркая, чтобы бросалась в глаза, рюкзак -- маленький, чтобы поместиться даже в "Оку". На производстве подобного спецснаряжения зарабатывает президент Лиги автостопа Алексей Воров. У себя дома он шьет яркие желто-черные комбинезоны из технического капрона и 35-литровые рюкзаки. Президент утверждает, что желто-черное сочетание цветов самое функциональное -- приковывает глаз водителя моментально, а его фирменные рюкзаки способны вместить все необходимое на несколько дней езды автостопом. Если знания автостопщику не помогают -- самое время призывать дорожных духов. "Гонщики" верят в них исправно, вне зависимости от принадлежности к какой-либо религиозной конфессии.<BR>"Дорожные духи -- такие же твари божьи, и то, что я православный, не противоречит моей вере в них", -- это слова проректора Русского Христианского Гуманитарного института. Насколько они "твари" и насколько "божьи" -- судить сложно, ведь даже сам президент Лиги автостопа не знает, как они выглядят.<BR>Духов на помощь зовут самым что ни на есть древним способом -- пожертвованиями в виде еды. Больше всего "дорожные помощники" любят шоколад. "Однажды я стояла на трассе больше часа, все машины пролетали мимо. Я бросила на дорогу кусочек шоколада, и после этого первая проезжающая машина остановилась", -- делится своим "духовными" практиками старший менеджер компании "Интерлинг Сервис" Юлия Поздникина. Правда, сказать, какой шоколад больше любят дорожные духи -- молочный или черный, с изюмом или орехами, не может. Утверждает, что самое главное -- внимание к ним, и шоколад автостопщику постоянно носить в карманах не надо, достаточно той еды, которую употребляет сам голосующий.<BR>В самой безвыходной ситуации автостопщик призывает Карачуна. Это главный дорожный бог. "В одной из своих северных поездок меня скрючила резкая боль в желудке. Мороз стоял под 30 градусов. Машины пролетали мимо. Ничем не руководствуясь, я написал ногой на обочине слово "Карачун". Вдруг вылетает машина, меня подхватывает и везет 200 км. И я понял, что в экстренной ситуации, если написать "Карачун" и нарисовать стрелочку в направлении движения, то обязательно остановится машина и подвезет тебя. Это явление имеет трехзначное число подтверждающих случаев", -- рассказывает Алексей Воров.<BR>Вызывать лишний раз Карачуна не стоит, а то он может обидеться. Интересно, что автостопщики стали использовать слово "Карачун" в отношении своего главного божества, не зная этимологии этого слова. И лишь много лет спустя в одной из радиопередач Алексей Воров узнал, что у древних славян был подземный дух Карачун. (Н.Б.)