Швеция щедро поощряет деловые связи

Шведский проект развития деловых связей "Бизнес-шанс" играет одну из ведущих ролей в целом ряде программ, направленных на развитие стран Балтийского региона.

<BR><BR>Шведский проект развития деловых связей "Бизнес-шанс" играет одну из ведущих ролей в целом ряде программ, направленных на развитие стран Балтийского региона.<BR><BR>Цель "Бизнес-шанса" (его английское название Business Opportunity Project) заключается в формировании деловых контактов между средними и малыми фирмами Швеции и стран Балтийского региона. Одновременно шведы изучают особенности рынка соседних государств и по мере сил влияют на улучшение общей экологической обстановки Балтийского моря. Проект полностью реализуется за счет шведских капиталов: 90% оплачивает правительство Швеции, 10% -- шведские предприниматели, заинтересованные в развитии проекта.<BR><BR><B>Место под солнцем</B><BR>Проект "Бизнес-шанс" стартовал в 1999 году. Он входит в ряд программ, направленных на развитие стран Балтийского региона. В число стран-участников программы попали Эстония, Латвия, Польша, Литва, Украина и Россия. На помощь в решении различных социальных проблем странам Балтийского региона правительство Швеции выделило 1 млрд SEK (так называемый "Балтийский миллиард").<BR>Швеция не вполне бескорыстна. Местные предприятия малого и среднего бизнеса, коих в стране большинство, насытили внутренний рынок. На экспорт отправляется более 60% производимых в Швеции товаров. Для дальнейшего развития необходимы новые покупатели, но на развитом рынке Западной Европы сложно отвоевать место под солнцем. В то же время страны бывшего соцлагеря представляют территорию, не вполне освоенную международными конкурентами. Выделенный миллиард крон, в первую очередь, предназначен для укрепления позиций шведских предприятий в Балтийском регионе. С учетом ухудшения экологии Балтийского моря не менее важным для Швеции становится общее экономическое и культурное развитие соседей.<BR>Основные задачи "Бизнес-шанса" реализуются через представительства Торгового Совета Швеции в странах Балтии. В России задействованы два региона: Центральный и Северо -- Западный. Хотя Москва не относится к Балтийскому региону, высокий уровень развития бизнеса в столице крайне привлекателен для шведских предпринимателей.<BR>Головной офис Шведского Торгового Совета в России находится в Петербурге. В обязанности представительства входит изучение возможностей продвижения продукции шведских предприятий на российском рынке, поиск потенциальных партнеров среди отечественных фирм, организация деловых встреч российских и шведских предпринимателей, некоторые информационные и консалтинговые услуги.<BR><BR><B>Дорога для малого</B><BR><B>бизнеса</B><BR>"Подготовка и проведение визита каждой шведской фирмы обычно занимает от 3 до 5 месяцев, -- рассказывает руководитель программы "Бизнес-шанс", Старший Советник Шведского Торгового Совета в России Юрий Блохин. -- На подготовительном этапе сотрудник торгового совета находит предприятия в Швеции, заинтересованные в сотрудничестве с российскими компаниями. К шведской фирме предъявляются определенные требования. Она должна производить конкурентоспособный товар, соответствовать критериям малого или среднего бизнеса и в то же время обладать капиталом, достаточным для первоначального продвижения собственной марки в России".<BR>Для плодотворного сотрудничества необходимо, чтобы предприниматель четко сформулировал свои представления и ожидания от бизнеса в новой для себя стране. Когда все условия определены, начинается изучение рынка заданной продукции: популярность, цены, основные игроки, возможные конкуренты и пр. Затем осуществляется подбор потенциальных партнеров среди отечественных предприятий. Наиболее перспективны следующие сферы деятельности: телекоммуникации, информационные технологии, строительные материалы, подъемные и транспортные средства, деревообработка. Из-за высокой себестоимости трудно найти сбыт продукции текстильной и пищевой отраслей. Сложно пробиться на российский рынок и небольшим юридическим фирмам. Эта сфера освоена крупными международными предприятиями, как например, Mannheimer Swartling Russland Advokathyra.<BR><BR><B>На вкус и цвет</B><BR>"Когда все стороны максимально проинформированы друг о друге, мы организуем поездку шведских предпринимателей в Россию, -- продолжает Юрий Блохин. -- В сферу деятельности "Бизнес-шанса" входит не только подготовка ознакомительных и аналитических семинаров. Мы обеспечиваем шведов "хлебом насущным": билетами, транспортом, гостиницей, переводчиками. Обычно по окончании визита обсуждаем и анализируем достижения и ошибки".<BR>Результат зависит от всех. "Большую роль играют индивидуальные особенности участников проекта, -- поясняет Юрий Блохин. -- Например, один из шведских предпринимателей похвалил семинар, но был недоволен тем, что в докладе "Бизнес-шанса" оглавление повторяется в начале каждой главы. Казалось бы, традиционный европейский формат, а ему пришелся не по вкусу. Иногда шведы восхищаются развитием отечественных предприятий, иногда считают, что российские участники программы не соответствуют ожидаемому уровню".<BR>На этапе подготовки к выходу на российский рынок необходимо подробно проинформировать о себе потенциальных партнеров, представить детальный бизнес-план. Шведский Торговый Совет оказывает подобные услуги, но за отдельную плату. Российские и шведские предприниматели в большинстве случаев действуют самостоятельно. Определенные трудности для международных проектов составляют различные методы ведения бизнеса, сложности с таможней, отсутствие российских сертификатов.<BR>Общая статистика выглядит следующим образом: за 4 года существования "Бизнес-шанс" организовал встречу с российскими компаниями для 150 шведских фирм. Из них 30% начали сотрудничество, 30-40% утвердились в планах, но находятся в стадии подготовки.<BR><BR><BR><B>контакты для контракта</B><BR>Зачастую шведские компании заключают не один, а сразу несколько контрактов на поставки товаров и услуг.<BR>Это могут быть как постоянные, так и кратковременные деловые отношения. В качестве примеров можно назвать следующие шведские компании:<BR><BR>Camfil International -- компания, специализирующаяся на производстве фильтров для вентиляционных систем. На сегодняшний день заключила несколько контрактов c российскими предприятиями, в том числе со всеволожским Ford Motor Company, Philip Morris, Pepsi Cola.<BR><BR>Swede Wheel -- небольшое предприятие, специализирующееся на изготовлении и оптовой торговле колесами. Заключен контракт с рядом оптово-розничных фирм, что несколько задело другую "колесную" фирму Tellus Hjul & Trade, еще раньше пришедшую в Россию через программу "Бизнес-шанс".<BR><BR>KAMI -- компания по производству металлочерепицы. Нашла ряд партнеров в Петербурге и Москве, занимающихся дистрибуцией строительных материалов.<BR><BR>Ear Bag -- компания, занимающаяся изготовлением утепленных наушников. В мировом бизнесе прославилась тем, что была официальным поставщиком своих изделий во время Олимпиады в Солт Лейк Сити. Ее наушники используются также для занятий зимними видами спорта. В Петербурге фирма партнеров пока не искала, но в столице заключила ряд интересных контрактов с рядом оптово-розничных фирм, специализирующихся на спорттоварах.