00:0014 апреля 200300:00
6просмотров
00:0014 апреля 2003
Программы кредитования покупок в Петербурге привели к быстрому, но непродолжительному росту спроса на компьютерную технику для дома.
<BR><BR>Программы кредитования покупок в Петербурге привели к быстрому, но непродолжительному росту спроса на компьютерную технику для дома.<BR><BR>Продажи в рассрочку дали столь сильный импульс спросу, что летом 2002 года не произошло сезонного снижения товарооборота. И некоторые компании подумывали о прекращении кредитования, так как не успевали запасаться комплектующими и собирать компьютеры.<BR>Но уже с конца 2002 года предложение компьютеров опережает спрос, а ценовая конкуренция обостряется.<BR><BR><B>Перспективы спроса</B><BR>Намерение приобрести компьютерную технику в 2003 году высказало 14,4% петербургских домохозяйств. Однако, по словам Ирины Ивановой, исполнительного директора филиала TNS -- MIC Gallup Media в Петербурге, планы населения что-либо купить обычно в 3 раза превышают фактический объем покупок. То есть спрос на компьютеры в этом году вырастет меньше, чем в 2002 году: на 5-6% вместо 10-13% годом ранее.<BR>Доля семей в городе на Неве, имеющих компьютер, по итогам 2002 года составила 23%, или 322 ячейки общества. Для сравнения: в США и Европе таких семей 50% и 30% соответственно.<BR>В Петербурге год от года все больше людей обновляют компьютеры, и все меньше остается покупателей, совершающих покупку в первый раз.<BR>По мнению участников рынка, при существующих темпах роста спроса через 5-6 лет количество новых покупателей достигнет минимума. А покупать второй и третий компьютер люди начнут не скоро.<BR>Аналогичная ситуация в Москве и других городах России с населением более 1 млн человек. Но в среднем по стране количество семей, имеющих компьютер, не превышает 15%.<BR>Все это заставляет компьютерщиков прикладывать больше усилий к освоению регионов. Менеджеры петербургских компаний говорят, что легко откроют филиал в любом регионе страны. Но считают, что еще рано это делать, и планы открытия представительств за пределами Петербурга не раскрывают. В то же время сетуют на то, что московским компаниям проще внедряться на рынки других городов и они обгоняют петербургские компании в этом деле.<BR><BR><B>Разница в подходах</B><BR>Исторически сложилось, что петербургские компании ориентированы прежде всего на домохозяйства, а московские -- на корпоративных клиентов. В столице больше, чем в Петербурге, финансовых, производственных компаний, государственных учреждений, и они совершают 70% покупок компьютерной техники. По словам Владимира Солодова, директора по маркетингу и рекламе ЗАО "Компьютерный мир", в Петербурге все иначе: корпоративный сектор составляет 40% всего рынка.<BR>Этим объясняется разница в подходах к организации производства в городе на Неве и столице. Отличие московских компьютерных компаний от петербургских -- в централизованном производстве системных блоков. Петербургские фирмы осуществляют сборку компьютеров на месте продажи.<BR>По словам Александра Хомякова, директора по маркетингу и рекламе АОЗТ "Кей", производственный участок при магазине способен собрать 220-560 компьютеров в месяц. То есть сеть из 10 магазинов может произвести 2200-5600 единиц техники в месяц. Централизованное производство за то же время способно выпустить свыше 10 тысяч компьютеров.<BR>Благодаря этим особенностям столичным фирмам легче выходить на региональные рынки, выполняя заказы крупных торговых сетей, например "Эльдорадо". Сеть магазинов этой торговой марки насчитывает более 300 торговых точек по всей России. Но такие магазины, торгующие холодильниками, стиральными машинами, аудио- и видеотехникой, не могут предложить покупателям того ассортимента компьютеров, принтеров, мониторов, расходных материалов, который предлагают специализированные компьютерные магазины.<BR><BR><B>Конкурентная борьба</B><BR>Действия столичных компаний побуждают петербургских предпринимателей сплачиваться, предпринимать совместные маркетинговые действия, чтобы укрепить позиции на рынке. Так, например, недавние непримиримые конкуренты ЗАО "Компьютерный мир" и АОЗТ "Кей" заказали TNS -- MIC Gallup Media исследование рынка и демонстрируют совместную долю рынка -- 47%. "Кей" согласился не распространять информацию о том, что его доля продаж больше, чем у "Компьютерного мира". Вместе эти компании за прошедший год удвоили долю рынка и почти не оставили конкурентам надежды взять реванш.<BR>Доля других компаний на рынке не превышает 10%. Обойти многих и заметно приблизиться к лидерам удалось сети магазинов "Мир Техники". Эта компания первой начала продавать компьютеры в кредит. И по итогам 2002 года средняя доля рынка "Мира Техники" составила 4,43%. А годом ранее эта компания находилась среди фирм, чья доля рынка не превышала 1%.<BR>Откровением для участников рынка стала невысокая доля рынка у ООО "ЭВМ-Управляющая Компания". Она владеет производственной компанией ЗАО "Альфа Компьютерс", торговым предприятием ООО "Первый компьютерный универсам" и торговой маркой компьютерной службы "www.320-8080.ru".<BR>В прошлом году компания начала амбициозный проект по созданию сервис- центров и дистанционной продаже компьютеров (см. "ДП" №66/02, www.dp.ru). По объему рекламы компания опережала других игроков рынка. Первой и единственной предлагала потребителю пятилетнею гарантию на компьютеры.<BR>Но все усилия не дали сколько-нибудь значимого результата. По итогам 2002 года компании удалось увеличить долю рынка на 3% и довести ее до 9% (см. табл.).<BR>По словам Анатолия Григорьева, директора по развитию Компьютерной службы "www.320-8080.ru" ООО "ЭВМ-Управляющая компания", ставка на расширение собственной розничной сети не оправдала себя. И с этого года компания делает упор на серийное производство компьютеров. За счет экономии на масштабах производства фирма предлагает товар дешевле, чем у конкурентов. Продает его как в собственных магазинах, так и в сетях, торгующих бытовой техникой.<BR>Такая тактика может себя оправдать. В 2001-2002 годах рынок домашних компьютеров энергично рос, и на каждый новый магазин в Петербурге находились клиенты. Но с ростом конкуренции увеличивались затраты на открытие магазинов. Уже во второй половине прошлого года привлечение новых клиентов за счет увеличения количества торговых точек перестало себя оправдывать. Это подтверждает и тот факт, что лидеры рынка в прошлом году снизили темпы открытия новых магазинов вдвое. И "Кей", и "Компьютерный мир" солидарны в том, что настало время сделать паузу в развитии розничной сети в Петербурге.<BR>Зато в городе растет количество торговых точек столичных конкурентов -- "М. Видео", "Техносила". Пока они занимают незначительную долю рынка. В исследованиях они попадают в категорию "другие".<BR>