Цензура как вторичный признак корпоративной культуры

Свод неписаных правил существует в любой компании -- как следствие специфики менеджмента конкретного управляющего.

<BR><BR>Свод неписаных правил существует в любой компании -- как следствие специфики менеджмента конкретного управляющего.<BR><BR>По мнению Романа Кима, управляющего по персоналу ЗАО "Дикси-Петербург", технологии идеологической работы, поставленные на поток в советское время, не часто используются для развития корпоративной культуры в современных компаниях, в то время как всевозможные устои, правила и запреты работают на это развитие. Как пример Роман Ким привел ситуацию с аттестацией сотрудников магазинов. "Разумеется, наша компания исповедует принцип "клиент всегда прав". Во время аттестации часто используется игровая ситуация, в которой "клиент" проявляет неудовольствие и высказывает свои претензии. Если сотрудник в ответе использует что-то вроде "в данном случае Вы не правы", то, скорее всего, он не пройдет аттестацию. Это неприемлемая фраза для нашей корпоративной культуры".<BR>Как сообщила Юлия Маевская, начальник отдела персонала строительной компании "Северный Город" и холдинга RBI, поскольку компания выросла и возможности личного общения между сотрудниками уменьшились, возникла потребность в новом документе, "внутренней конституции", из которой каждый мог бы получить информацию о том, какие принципы поведения приняты в компании. В Этическом кодексе холдинга в основном прописаны принципы построения общения и работы в компании. "У нас нет жестких формулировок о том, что не принято в компании. Единственное, что можно привести в пример, -- это принцип лояльности к нашим проектам, -- рассказывает Юлия Маевская. -- Мы тщательно подходим к выбору каждого проекта и рассчитываем на лояльное отношение к нему со стороны каждого сотрудника! Это означает, что негативные отзывы о проектах как внутри компании, так и вне нее недопустимы".<BR><BR><B>Медведь наступает</B><BR><B>на ухо</B><BR>Что касается тем для разговоров, которые нежелательны в коллективе, в большинстве компаний прежде всего не принято говорить о зарплатах. Это веяние пошло скорее от западных корпораций с индивидуальными контрактами, разительно друг от друга отличающихся даже при схожих позициях.<BR>"Кроме того, не принято говорить о внутренних отношениях и личностных особенностях сотрудников, -- говорит менеджер крупной западной табачной корпорации. -- Дело в том, что изначально почему-то считается, что, если люди попали в такую статусную компанию и получают высокую зарплату, это автоматически суперлюди. И это, между прочим, большая проблема. Есть еще одна проблема. Демократичность и отсутствие вертикальных связей в западной компании тоже, как правило, является видимостью. Несмотря на декларацию демократичности, не принято обсуждать что-то через своего начальника. Такой сотрудник автоматически попадает в ранг "недостаточно коммуникабельных людей". Как ни странно, не принято и открыто говорить о дне рождения -- это расценивается как напрашивание на подарок. И что самое любопытное, послав по почте иностранному менеджеру поздравление, ответа ты не получишь. Это тоже не принято".<BR>Другие темы, которые не приветствуют во многих компаниях, связаны с посылами "мы не справляемся", "слишком много работы". По мнению Романа Кима, если подобное говорит руководитель, это автоматически свидетельствует о его непрофессионализме. "В обиходе нашей компании используется даже такая фраза: "Ты за медведя?", которая является шутливым обвинением менеджера в том, что он рассуждает с позиции, почему нельзя выполнить задачу, вместо предложения конкретных путей решения вопроса". Фраза взята из анекдота, в котором один из собеседников предлагает решить другому, что он будет делать, если встретит медведя. Тот отвечает: возьму ножик и зарежу, брошу в него камень, залезу на дерево; на что ему постоянно напоминают: ничего вокруг нет, только ты и медведь. В итоге ответчик восклицает: "Послушай, ты за меня или за медведя?"<BR><BR><B>Нецензурные</B><BR><B>выражения</B><BR>Между тем Роман Ким считает, что лучше ограничить число запретов внутри компании, -- их избыток может привести к информационному вакууму. "Запретов должно быть как можно меньше, и касаться они должны принципиальных вещей. В частности, среди них можно назвать личные беседы в рабочее время. Но при этом очень важно, как запреты доносятся. При введении запрета необходимо обязательно добиться согласия своего собеседника, действительно убедить его в справедливости такого решения".<BR>Разумеется, шутливая подача "нецензурных выражений" для сотрудников является одним из самых эффективных способов получения результата. Ольга Пирумова, директор по маркетингу и продажам компании "Арханг", на прошлом месте работы 2 года назад разработала свод запретов для своего отдела (см. таблицу). "Это было связано с тем, что подобные фразы мне приходилось слышать слишком часто, -- объясняет Ольга Пирумова. -- Иногда я в шутку парировала: я больше не хочу это слышать! Разумеется, бумажка, которую я повесила на стене, не была воспринята как документ. И люди не перестали выражать свое мнение в случае, если они действительно были чем-то недовольны. Но, как мне показалось, действие свое она возымела. Люди стали реже использовать различные отговорки, стали брать на себя больше ответственности. На нынешнем месте работы мне не пришлось делать подобное: здесь более близкие и тесные отношения. Правда, по старой памяти я могу написать что-то в шутку, например, что запрещено менять срок установления заказа. Это случается довольно часто и связано с непредвиденными обстоятельствами, нарушающими, тем не менее, правила координации между отделами. Но все понимают, что это шутливое предупреждение".<BR><BR><B>Заповеди</B><BR>Сергей Волчук, директор "60th PaRallel PR & promotion company", вместе с совладельцем Колпинского пищевого комбината Валерием Гусевым разработал теорию на тему корпоративной этики, запретов, морали, правил, сводов и т.д. "Русское православие может служить настоящей опорой для качественного и добросовестного труда в организации, -- считает он. -- А различные корпоративные своды, правила и т.д. -- это своеобразный костыль для тех, кто не имеет других запретов и ориентиров. Причем костыль легко работником отбрасываемый и требующий гораздо больших затрат на разработку и внедрение. Теория в деталях до конца не продумана, экспериментальный ряд пока маловат. Зато интересно и перспективно. Да и для возрождения России такие теории полезно даже просто обдумывать".<BR><BR><BR><B>Запрещенные выражения</B><BR>1. Я звонил, но не дозвонился.<BR>2. А мне не передавали.<BR>3. Это было еще до меня.<BR>4. Впервые слышу!<BR>5. Я сделал, но у меня вылетел компьютер.<BR>6. Уже без 15-ти шесть (семь... и т.д.)!<BR>7. Я передал секретарю, а они не отзвонились.<BR>8. Я послал по факсу, а он, наверное, не прошел.<BR>9. А причем тут я?<BR>10. А у нас обед.<BR>11. Меня сюда брали не секретарем!<BR>12. А когда будут давать зарплату?<BR>Примечание: Штраф 10 рублей за каждое нарушение.<BR>В конце месяца накопленная сумма выдается лучшему сотруднику компании по результатам общего опроса.