Петербург примеряет костюм делового центра

Петербургская офисная недвижимость вступила в юбилейный для города год уверенной поступью, поскольку существенного влияния на ее развитие праздник не оказывает.

<BR><BR>Петербургская офисная недвижимость вступила в юбилейный для города год уверенной поступью, поскольку существенного влияния на ее развитие праздник не оказывает.<BR><BR>Почти все специалисты рынка утверждают, что роль грядущего юбилея в процессах девелопмента бизнес-центров минимальна. Тем не менее именно в прошедшем 2002 году и наступившем 2003 году открылось значительное число офисных комплексов высокого, по меркам Петербурга, класса. Большая часть введенных в эксплуатацию и строящихся (или реконструируемых) бизнес-центров позиционируется в категории класса "В".<BR>Среди наиболее известных числятся "Аскольд", "Добролюбов", "Мир", "Петровский форт", "Президент", "Сити", "Эврика".<BR>Всего за 2002 год петербургский рынок бизнес-центров пополнился несколькими десятками строящихся и планируемых объектов. Объем предложения не замедлил сказаться на уровне арендных ставок. На целом ряде объектов они "подзастыли" еще с середины прошлого года. В целом рост стоимости аренды не превышал 10%.<BR>На начало 2003 года арендопригодная площадь офисных помещений в бизнес- центрах Петербурга составляет около 580 тысяч м2.<BR><BR><B>Клиент всегда прав</B><BR>Наблюдавшийся в 2002 году экономический подъем отразился на росте объемов и на качественных показателях офисной недвижимости. Стало ясно, что качественные и технические характеристики большинства предлагаемых помещений не соответствуют сложившимся требованиям потребителей. Сейчас арендаторы при выборе офиса в бизнес-центре обращают внимание не только на уровень арендных ставок, но и на комплекс сервисных услуг.<BR>Заметно возросла доля представительств иностранных и московских компаний. Эти арендаторы ориентируются на качественный офис с привычным для них уровнем сервиса. Рост доходов российских компаний также приводит к расширению занимаемых ими площадей и повышению требований к функциональным характеристикам помещений.<BR>Месторасположение играет не последнюю роль при выборе офиса. Центр города свидетельствует о процветании компании, дает возможность снять представительный офис.<BR>Повышаются требования к качеству внутреннего ремонта офисных помещений и фасаду здания. Минимальный набор услуг в бизнес-центрах среднего класса включает: круглосуточную охрану, уборку помещений, оснащение здания различными телекоммуникационными системами, наличие автомобильной стоянки, комнат для переговоров, кафе и баров. Однако управляющие уже понимают, что требования к бизнес-центрам сейчас выше.<BR>Кроме местоположения и перечисленных выше услуг арендаторы хотят видеть свободную планировку офисов, круглосуточный доступ, неограниченное количество оптоволоконных телефонных линий, наличие на территории бизнес-центра сервисных служб: представительства банка, тренажерного зала, ресторана. От качества предлагаемых услуг зачастую зависит и заполняемость. Даже незначительное повышение арендной ставки в одном из бизнес-центров и расширение спектра услуг в другом может легко привести к миграции арендатора. Во многом из-за этого существенно снизились темпы роста арендных ставок.<BR><B>Спрос рождает</B><BR><B>предложение</B><BR>По мнению аналитиков, в нынешнем году уровень спроса останется высоким. Предложение будет представлено в основном новыми офисными проектами (ввиду высокой заполняемости существующих офисных площадей) и не превысит спрос.<BR>Запрашиваемые арендные ставки и ставки по фактическим сделкам в категории офисов высокого класса меняться не будут. По классу "С" возможен рост ставок в пределах 5-10%.<BR>Появление на рынке в 2003 году сразу нескольких крупных офисных зданий класса "В" может привести к миграции арендаторов из бизнес-центров первого поколения в новые. Владельцы бизнес-центров первого поколения будут вынуждены улучшать техническое оснащение зданий и повышать уровень обслуживания.