Завод поднялся в цене до $1 млрд

Группа компаний "Дедал", владеющая ЗАО "Вагонмаш", начала агрессивную скупку акций ОАО "Октябрьский вагоноремонтный завод" для консолидации блокирующего пакета. Руководство завода в ответ на эти действия также начало контрскупку ценных бумаг, в результате

<BR><BR>Группа компаний "Дедал", владеющая ЗАО "Вагонмаш", начала агрессивную скупку акций ОАО "Октябрьский вагоноремонтный завод" для консолидации блокирующего пакета. Руководство завода в ответ на эти действия также начало контрскупку ценных бумаг, в результате чего цена одной обыкновенной акции номиналом 21 рубль превысила 1000 рублей.<BR><BR>Цена завода, уставный капитал которого состоит из 26 млн обыкновенных и 8,67 млн привилегированных акций, таким образом на короткий срок взлетела практически до $1 млрд.<BR>Величина активов Октябрьского вагоноремонтного завода на IV квартал 2002 года, по данным ФКЦБ, составила 132 млн рублей.<BR><BR><B>Настоящий клад</B><BR>"Наше предприятие продолжает интенсивно развиваться, -- говорит Алексей Васильев, генеральный директор ОАО "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (ОЭЗ). -- В декабре 2002 года был запущен очередной новый цех, ежегодно объем производства возрастает на 30-40%. Если в 2001 году объем проданной нами продукции составлял 360 млн рублей, то в 2002-м этот показатель уже вырос до 505 млн рублей, а на этот год уже сейчас заключено контрактов на 600 млн рублей". Основным потребителем услуг завода (ремонт пассажирских вагонов и электропоездов) является Октябрьская железная дорога, дающая ОЭЗ до 90% реализации.<BR>Помимо роста объема продаж ОЭЗ имеет выгодное расположение и большой участок земли в центре Петербурга. В середине 90-х годов завод одним из первых в городе выкупил в собственность участок земли, на котором располагались производственные мощности. Это 44 гектара земли в 15 минутах ходьбы от Невской лавры, также у завода в собственности находится 25 км железнодорожных путей. Поэтому нынешнее руководство не удивлено повышенным интересом к предприятию.<BR>"К сожалению, группа компаний "Дедал", скупающая акции у трудового коллектива нашего завода, кроме заявлений о намерении развивать завод, пока не представила никакой конкретной программы действий, -- сказал Алексей Васильев. -- Поэтому у нас не могли не возникнуть подозрения, что скупка носит недружественный и спекулятивный характер, и мы начали встречную скупку акций. Наш завод не интересуют программы, которые заключаются в том, чтобы заменить одного члена совета директоров на другого. Вот целевая программа на несколько лет, в которой четко было бы прописано, в наращивании выпуска какой продукции заинтересован инвестор, в модернизацию какого оборудования как акционер готов вложить средства, каким видит дальнейшее развитие завода, -- это другой разговор. Мы всегда готовы к сотрудничеству с теми, кто желает не просто купить акции, но участвовать в развитии предприятия".<BR>Как отметил Алексей Васильев, собрание акционеров и совет директоров завода определяют развитие завода не конъюнктурно, а на основе реальной программы инвестиций и рассматривают в настоящее время несколько имеющихся на этот счет предложений.<BR>По словам Алексея Васильева, по состоянию на начало апреля 2003 года контрольный пакет акций принадлежит руководству Октябрьского электровагоноремонтного завода. Еще 20% акций и три из 9 мест в совете директоров завода принадлежат корпорации Bombardier (через дочернюю компанию DWA), одному из мировых лидеров в области вагоно- и самолетостроения.<BR>"По моей информации, "Дедалу" удалось скупить более 14% акций завода", -- говорит Алексей Васильев.<BR><BR><B>Стратегический вклад</B><BR>"Покупка Октябрьского электровагоноремонтного завода заложена в стратегию развития нашей группы, уже имеющей в своем составе несколько производств такого профиля, -- заявил Николай Лутковский, начальник управления корпоративного взаимодействия группы компаний "Дедал". -- В частности, наша группа является основным акционером петербургского ЗАО "Вагонмаш", производящего вагоны для метро. В настоящий момент дружественные нам лица приобрели уже свыше 22,5% акций Октябрьского электровагоноремонтного завода". По данным ФКЦБ, корпорации Bombardier принадлежит 20,1% акций ОЭЗ.<BR>Николай Лутковский не счел возможным назвать сумму затрат, произведенную группой для достижения этого результата. По оценкам экспертов, затраты группы составили около $3,5 млн.<BR>"В ближайшее время мы намерены консолидировать в своих руках блокирующий пакет акций и провести на годовом собрании акционеров в состав совета директоров завода двух своих представителей, -- пояснил Николай Лутковский, -- чтобы присмотреться к бизнесу изнутри, получше узнать предприятие и его возможности, наладить контакт с другим крупным партнером завода -- Bombardier. О немедленном наращивании нашего пакета до контрольного речи пока не идет -- это дело будущего. Хотя если кто-либо из руководителей предприятия пожелает уже сейчас продать свои акции, думаю, мы будем первыми в очереди покупателей. Кстати, в Северо-Западном регионе есть еще несколько интересных нам предприятий, представляющих эту же отрасль, и мы рассчитываем приобрести контроль и над ними".<BR>Руководство "Дедала" убеждает, что группа не занимаемся спекуляциями на рынке ценных бумаг, а интерес к предприятию вызван возможностью расширить производственные мощности группы. "Мы не используем в своей работе схем по насильственному захвату власти на заводах и фабриках, -- говорит Николай Лутковский. -- Такие агрессивные действия наносят слишком большой вред репутации как компании, приобретающей какой-либо завод, так и самого этого завода".<BR><B>Справка</B><BR>ООО "Группа Дедал" начало свою работу на рынке в 1992 году с поставок кабельно-проводниковой продукции московским строительным компаниям. Представительство в Петербурге москвичи открыли в 1998 году. В 1999 году группа стала крупным акционером ЗАО "Вагонмаш". Помимо него на сегодня в группу входят ООО "Дедал-нефтепогружное оборудование", новосибирское ОАО "Сибстанкоэлектропривод", киевское ООО "Дедал" (производство вагонов метро), подольское ООО "Дедал-провод". Группа изготавливает вагоны метро, продукцию для рельсового пассажирского транспорта; поставляет тяговое электрооборудование и средства преобразования и передачи электроэнергии для транспорта, нефтедобывающей промышленности, металлургии, энергетики. Обеспечивает предприятия электротехнической промышленности изделиями из цветных металлов, кабельно-проводниковой продукцией и изоляционными материалами.<BR>Bombardier Inc. -- первая в Канаде и четвертая в Северной Америке компания с годовым оборотом в $11,5 млрд. Bombardier Inc. -- крупнейший производитель скоростных поездов и подвижного состава, в том числе, например, экспрессов TGV, поездов, курсирующих под Ла-Маншем, вагонов нью-йоркского метрополитена.<BR><BR><BR><B>Мнение специалиста по ценным бумагам</B><BR>Элла Томилина, заместитель генерального директора ЗАО "Инвестиционная компания "Энергокапитал":<BR>"В 80% случаев такого рода ситуаций -- когда за "нерыночное" предприятие с сомнительными перспективами дивидендных или иных потоков доходов миноритарных акционеров начинают бороться две группы инвесторов -- рекомендации этим акционерам просты. Продавать акции тем, кто предложит наивысшую цену. Иного случая может и не представиться, ведь после того, как одна из сторон приобретет интересующий ее пакет, вероятнее всего, акции вообще перестанут покупать. До этого же момента, сосредоточившись на задаче нарастить свою долю акций до определенного значения, стороны пренебрегают тем, что им приходится значительно переплачивать, фактически торги происходят в режиме своеобразного аукциона".