00:0031 марта 200300:00
9просмотров
00:0031 марта 2003
По мнению специалистов, создание книготорговых сетей -- один из наиболее эффективных способов управления бизнесом. Однако владельцы коммерческих сетей опасаются, что окажутся в неравном положении с Домом книги из-за льгот, которые его магазинам может пред
<BR><BR>По мнению специалистов, создание книготорговых сетей -- один из наиболее эффективных способов управления бизнесом. Однако владельцы коммерческих сетей опасаются, что окажутся в неравном положении с Домом книги из-за льгот, которые его магазинам может предоставлять государство.<BR><BR>Генеральный директор ООО "Буквоед" Денис Котов полагает: "Государственные предприятия негативно воздействуют на рынок. Они получают солидное экономическое преимущество перед коммерческими сетями за счет льготной арендной платы за площадь, которая, к примеру, у нашей сети составляет 15-20% от товарооборота. За счет этого ГУП опускает цены до более низкой планки, на которую мы вынуждены ориентироваться. А чтобы при этом сохранять определенный уровень рентабельности, мы вынуждены продавать больший объем книг на 1 м2 площади, чем Дом книги.<BR>"На мой взгляд, -- продолжает Денис Котов, -- в системе государственной книготорговли нет менеджеров с новым экономическим мышлением. Старых профессионалов в возрасте 40-60 лет целесообразнее заменить более молодыми (30-40 лет), которые готовы к более агрессивным продажам. В данный момент ГУПы вступили в состояние стагнации, -- полагает Денис Котов, -- потому что у них есть уверенность в том, что, как бы ни изменился рынок, они выживут за счет государства".<BR><BR><B>ПАН или пропал</B><BR>Денис Котов намерен обратиться с предложением к Комитету по печати и связям с общественностью организовать тендер на передачу ГУП "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги" в управление одной из команд профессионалов, которая сможет предложить большие плановые показатели по товарообороту, обеспечив тем самым большую налоговую прибыль бюджету города. В конкурсе могут на равных правах принять участие "Книжный клуб "Снарк", "Буквоед", Дом книги.<BR>Также генеральный директор "Буквоеда" высказал предположение, что единая сеть Дома книги организуется с перспективной целью менее болезненной передачи здания Дома книги на Невском проспекте одной из строительных компаний Петербурга, которые в этом давно заинтересованы. Вероятно, в данном случае Денис Котов имеет в виду "Петербургское агентство недвижимости" (ПАН), которое является арендатором здания на Невском -- ГУП "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги" является лишь субарендатором у ПАН.<BR><BR><B>Нормальный процесс</B><BR>Заместитель генерального директора издательства "Азбука" Алексей Гордин отметил, что образование книжных сетей, в том числе государственных, -- процесс нормальный и закономерный.<BR>"Для издателя это выгодно, -- уверен Алексей Гордин, -- потому что легче организовать взаимодействие, если существует единая сетевая бухгалтерия, меньше издержек на логистику. Дом книги -- хорошо отлаженная система, пример абсолютно успешного ГУП по сравнению с остальными.<BR>У "Азбуки" есть своя сеть магазинов совместно с бывшим игроком книжного рынка "Тау", которые объединены в сеть только экономически. Но, по словам Алексея Гордина, до конца 2003 года все семь магазинов будут работать под единым брендом.<BR>Коммерческий директор издательского дома "Питер" Лариса Купчинская пожаловалась "ДП" на то, что книжный рынок сокращается. Введение 10%-ного НДС и тот факт, что "книга не входит в потребительскую корзину", являются главными факторами того, что цена на книгу растет, а спрос падает. От этого падает и тираж издательств. И так по кругу. Сегодня цена книги в магазине в 300 рублей означает, что ее оптовая цена равняется 150 рублям, а себестоимость еще на порядок меньше. В данной ситуации появление новых сетевых игроков выгодно как покупателю, так и издателю. Это урегулирует цены. "Мы, как издательство, -- говорит Лариса Купчинская, -- также имеем свою федеральную сеть "Клуб Профессионал" из 10 магазинов в тех городах, где существуют представительства издательства "Питер", в том числе один в мае открывается в Петербурге".<BR><B>Справка</B><BR>В 2002 году петербургский рынок сократился не менее чем на 100 тыс. рублей по сравнению с показателями 2001 года, которые, по разным оценкам, колеблются в районе 0,6-1 млрд рублей. Сегодня рынок города определяют три игрока: ГУП "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги", которое занимает 40-50% рынка Петербурга, "Книжный клуб "Снарк" -- 20% и ООО "Буквоед" -- 10-15%. (Данные о доле рынка предоставил генеральный директор ООО "Буквоед" Денис Котов.) Книжная сеть "Буквоед" существует на рынке 2 года и состоит из семи объектов; старейшей из коммерческий сетей является "Книжный клуб "Снарк" -- она насчитывает около двух десятков магазинов. (Е.Шад.)