00:0031 марта 200300:00
15просмотров
00:0031 марта 2003
Мода на ларечную торговлю вернулась в Северную столицу в конце 1980-х. Предыдущий же ларечный бум начался в Петербурге ровно 300 лет назад.
<BR><BR>Мода на ларечную торговлю вернулась в Северную столицу в конце 1980-х. Предыдущий же ларечный бум начался в Петербурге ровно 300 лет назад.<BR><BR>Название, правда, с тех пор несколько изменилось. Тогда торговля осуществлялась в мелочных лавках, называвшихся так не только из-за своих размеров, но и из-за того, что продажа продуктовых товаров шла в них по мелочам.<BR><BR>Таксы Павла I<BR>Власти многократно пытались упорядочить мелочную торговлю. Еще до появления на свет Петербурга, в 1667 году, вышел указ, по которому торговля запрещалась помимо специально отведенных мест -- торговых рядов: "Чтобы люди не в указанных местах не торговали и оттого его Великого Государя казне напрасной потери и неудобств не было".<BR>Со всех помещений в торговых рядах взимался налог -- оброк с помощью специально выделенных людей -- целовальников (эти налоговые инспекторы клятвенно, целуя крест, обязывались честно, не беря взятки, вести учет получаемых продавцами денег и записывать их приход в специальные оброчные книги).<BR>При императоре Павле I на все съестные припасы была установлена тарифная цена, или, как ее тогда называли, такса. Правда, вскоре на большинство продуктов такса была отменена. В последующие годы такса на основные продукты питания то вводилась, то отменялась. В целом же условия для развития торговли были благоприятны. Налоги были небольшими, и мелочные лавки "плодились" с невероятной быстротой, и, как отмечали историки, в конце XIX века они были в своем роде достопримечательностью Петербурга.<BR><BR><B>Жизнь -- не сахар</B><BR>Помимо лавок в исторических документах часто упоминалась полулавка. Если лавка обычно имела размер до двух сажень, то полулавка была вдвое меньше, и налог с нее взимался тоже с коэффициентом 1/2. Именно лавки и полулавки были основными видами торговых заведений. В основном в них продавались съестные припасы, например хлеб, пироги, печенка, вареное мясо и пр. Несмотря на то что размеры у всех лавок были одинаковы, обороты конкурентов колебались от 10 до 100 тысяч в год.<BR>Между лавками и полулавками в торговых рядах стояли шалаши, прилавки, столы и скамейки. Последние предназначались для мелких торговцев, в основном специализирующихся по мясной части.<BR>Своих покупателей мелочники делили на две категории. К первой принадлежали люди, покупавшие товар на личные деньги. Таких клиентов бывало немного, и ими мелочники очень дорожили. Ко второй относились так называемые "заборщики на книжку" -- клиенты, бравшие товар в долг. "Заборщики", в свою очередь, подразделялась на верных, сомнительных и малонадежных. Первым верили легко и всегда, вторым доверяли с сомнением, а третьих по возможности старались избегать. Хотя и они порой были необходимы. Таким покупателям обычно всучивался залежалый и бракованный товар, который уже невозможно было продать нормальному покупателю.<BR>В Петербурге не было улицы, переулка или закоулка без вывески с размалеванными арбузами, дынями, ягодами и пр. Обязательным же атрибутом рекламы мелочной лавки был рисунок: головка сахара, обернутого в синюю бумагу. По сути, лавки являлись чем-то вроде современного мини-маркета с низкими ценами. Так, "Петербургская газета" от 8 июля 1890 года писала: "Вам за пятачок, за гривенник отпустят и чаю, и сахару, и миндалю, и хлеба, и капусты". Одновременно отмечалось, что при такой мешанине качество товаров, мягко говоря, было не ахти. Нередко чай имел запах кислой капусты, а сахар отдавал треской или керосином. Кстати, именно сахар лавочники считали самым невыгодным и даже разорительным товаром. Они держали его только для удовлетворения запросов покупателей, приобретающих его вместе с чаем и кофе. Другое дело хлеб, который, по твердому убеждению всех лавочников, был самым "хлебным" товаром, дающим наибольший процент прибыли за счет так называемого припека -- разницы в весе до и после выпечки.