Закон "О техническом регулировании" произвел революцию

Каких изменений ждать предпринимателям от нового Закона о техническом регулировании? Утратят ли силу многочисленные СП, ПБ, СНиПы, СанПины и прочие инструкции? И в каком порядке будут утверждаться новые?

<BR><BR>Каких изменений ждать предпринимателям от нового Закона о техническом регулировании? Утратят ли силу многочисленные СП, ПБ, СНиПы, СанПины и прочие инструкции? И в каком порядке будут утверждаться новые?<BR><BR>Принятый 27.12.02 Федеральный закон "О техническом регулировании" №184-ФЗ еще не вступил в силу, однако уже произвел революцию в умах и сердцах бизнесменов. В частности, отлегло от сердца у тех, кто боялся постоянного шантажа контролирующих органов -- противопожарных, санитарных, ветеринарных и иных инспекций, которые выставляли предпринимателям столь невыполнимые требования по занимаемым помещениям и используемым технологиям, что казалось проще "договориться" с инспектором, чем разобраться в хитросплетениях ведомственных инструкций, регламентирующих правила. Однако теперь с этой порочной практикой, похоже, будет покончено.<BR>Федеральный закон от 27.12.02 №184-ФЗ "О техническом регулировании" вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31.12.02 №245, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30.12.02 №52 (часть I) ст. 5140. Следовательно, новый закон вступит в силу с 01.07.03, и до его вступления остались считанные месяцы.<BR>За время существования бизнеса в России отношения контролирующих органов и предпринимателей претерпели значительные изменения. Кульминацией процесса стал Федеральный закон от 08.08.01 №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", вступивший в силу с 11.08.01 и ужесточивший требования к контролирующим органам, в частности в отношении частоты и оснований для проведения проверок, и предоставивший предпринимателям право вести Журнал учета мероприятий по контролю, обязав работников контролирующих органов заносить в него все сведения, установленные данным законом.<BR>На практике введение этого закона позволило только снизить количество несанкционированных проверок, однако произвол чиновников не уменьшился, так как основная причина произвола не была устранена. Когда один инспектор заявляет, что все помещение следует обшить противопожарным покрытием, установить новые двери и стеллажи, которые бы выдерживали действие определенных высоких температур в течение многих часов, прорубить несколько запасных выходов и установить пожарную сигнализацию, а другой инспектор требует установки дополнительных моек, холодильных установок, лабораторного анализа каждой партии товара и каждого блюда (здесь см. ст. 2.4. ч. II СП 1.1.1058-01 от 10.07.01), перепланировки зала и рабочих помещений, а третий вдобавок заявляет, что все нормы охраны труда и обеспечения средствами индивидуальной защиты нарушены, то неудивительно, что каждый из трех уходит из маленького ресторанчика или цеха с подарками независимо от записей в Журнале проверок.<BR><BR><B>Бизнес требует</B><BR><B>оглашения правил игры</B><BR>Следующим этапом, по логике вещей, должно было стать совершенствование знаний субъектов предпринимательской деятельности о том, какие именно документы регламентируют их деятельность и каким нормативам должны удовлетворять технологии, используемые помещения и условия работы. В сфере налогообложения это уже давно случилось: поскольку налоговое законодательство ограничено федеральными законами и законами субъектов Федерации в пределах их полномочий и доступно для изучения, а письма МНС регулярно критически анализируются экспертами, рекомендации которых по противостоянию неправомерным требованиям тиражируются СМИ, то по всей стране произвол налоговых органов в последние годы резко снизился, возросла роль арбитражной практики решения налоговых споров.<BR>Логично было бы ожидать таких же тенденций и для других контролирующих органов. Однако в настоящий момент даже судам сложно принимать решения по спорам о несоответствии помещений и технологий установленным законодательством нормативам в связи со сложностью исследования предмета спора, обусловленной спецификой нормативных актов контролирующих органов и проведением назначаемых судом экспертиз тем же заинтересованным органом. А для предпринимателей самым сложным является получение полного и исчерпывающего перечня требований для своего вида деятельности. Все это приводит к злоупотреблениям инспекторами контролирующих организаций своим должностным положением. Решением этой проблемы могло бы стать распространение среди предпринимателей доступной и понятной информации о требованиях, предъявляемых к каждому виду деятельности, однако до сих пор никто не вменял в обязанность контролирующим органам доводить такую информацию до общественности, а изучение многотомных ведомственных положений и инструкций могут позволить себе разве что технические отделы крупных предприятий.<BR>С момента вступления в силу Закона "О техническом регулировании" все нормы и правила, действовавшие до 01.07.03, должны применяться в части, не противоречащей этому закону (п. 2 ст. 4), а акты, издаваемые в сфере технического регулирования, могут носить только рекомендательный характер (п. 3 ст. 4).<BR>Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п. 2 ст. 7).<BR>Принятие технических регламентов в иных целях не допускается (п. 2 ст. 6). Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер (п. 3 ст. 7).<BR>Но главное: технический регламент принимается только федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов (п. 1 ст. 9). Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо (п. 2 ст. 9). Следовательно, предпринимателям самое время собрать свои пожелания к техническим регламентам по своим видам деятельности и через объединения предпринимателей передать их депутатам Государственной думы РФ.<BR>Купеческий клуб СПб начал анализ законодательства с этой целью и сбор пожеланий и жалоб предпринимателей, еще когда этот закон был в проектах. Первая часть пожеланий уже передана депутату ГД от Санкт-Петербурга Владимиру Юдину.<BR>Принятие санитарных, противопожарных, ветеринарных и других правил на уровне федеральных законов и запрет на обязательность соблюдения ведомственных инструкций дают шанс наладить цивилизованный рынок и укрепить правовую позицию добросовестных предпринимателей.<BR><BR>Ольга Самойленко, руководитель Экспертного совета Купеческого клуба Санкт-Петербурга.