Иностранные виноделы вытесняют российских на внешний рынок

Отечественные поставщики вина уверены, что спрос на их продукцию в 2003 году вырастет не меньше чем в прошлом, то есть на 20-25%.

<BR><BR>Отечественные поставщики вина уверены, что спрос на их продукцию в 2003 году вырастет не меньше чем в прошлом, то есть на 20-25%.<BR><BR>Однако они опасаются, что покупатели отдадут предпочтение импортной, а не отечественной продукции. И продажи российских виноделов на внутреннем рынке останутся на уровне прошлого года, а может, даже и сократятся. Поэтому они собираются приложить больше сил к освоению внешних рынков не только стран СНГ, но и стран дальнего зарубежья, прежде всего Евросоюза.<BR><BR><B>Климатический конфликт</B><BR>Благодаря хорошим урожаям винограда в странах ЕС, Молдавии в 2001 и 2002 годах импорт резко подешевел. В 2002 году -- на 12%. Это позволило импортерам увеличить обороты (см. табл.).<BR>Цена российской продукции, наоборот, "набирает вес" и уже почти догнала французскую, итальянскую, испанскую, германскую.<BR>Иностранным виноделам осваивать российский рынок помогает погода, а отечественным производителям вин мешает удерживать позиции.<BR>В 2001 году из-за сильной засухи в России сократился урожай винограда. В Краснодарском крае, где выращивается 75% винограда, собрали 120 тысяч тонн урожая вместо 160 тысяч тонн годом ранее.<BR>Разрушительное наводнение 2002 года на юге России не затронуло отрасль. Зато сильные морозы прошлой зимой, по предварительным оценкам Минсельхоза РФ, погубили от 25% до 50% урожая. Многим российским винзаводам придется увеличить закупки импортных виноматериалов. А это будет способствовать удорожанию продукции и снижению конкурентоспособности.<BR><BR><B>Восточный лагерь</B><BR>Прирост импорта вин происходит преимущественно за счет стран Восточной Европы. Болгария и Венгрия, занимавшие во времена СССР лидирующие позиции по импорту напитка, после распада сверхдержавы утратили их. И теперь стараются вернуться в исходное положение. В прошлом году им удалось удвоить поставки в Россию.<BR>В этом году конкурентов прибавится. Так, Аргентина в конце прошлого года обнародовала планы по освоению российского рынка. В 2003 году южноамериканские экспортеры собираются продать в России на 20% больше вин, чем в 2002 году. Вынашивают планы увеличения доли рынка и германские производители алкоголя. Они хотят расширить поставки в Россию вин высокого качества. Но эта продукция достаточно дорогая, поэтому отечественные виноделы уверены, что блицкриг у немцев пока не получится. Впрочем, и немцы в этом не сомневаются, но к 2005 году рассчитывают удвоить долю на российском рынке.<BR>Поставщики вин Азии, Старого и Нового Света уверенно теснят на российском рынке не только отечественных виноделов, но и из стран СНГ. Прежде всего из Молдавии (см. табл.). Молдаване утратили ценовое преимущество после 1 июля 2001 года. Тогда Россия ввела НДС на ввозимые из этой страны вина и виноматериалы. Цены на молдавскую продукцию выросли на 15-20%. А ее импорт медленно, но уверенно сокращается (см. табл.).<BR><BR><B>Взаимовыгодное явление</B><BR>Винодельческие заводы России можно разделить на две категории. Первая -- заводы первичного виноделия, и вторая -- заводы вторичного виноделия.<BR>Первые расположены на юге страны, в регионах, где выращивается виноград. Основная задача этих предприятий -- приготовить виноматериал -- сырье для изготовления вина. С завода первичного виноделия оно отгружается в регионы, где нет сырьевой базы. Там на заводах вторичного виноделия из виноматериалов изготавливается готовый к употреблению продукт и продается на местном рынке.<BR>Зависимость российских виноделов от импортного сырья заставляет их покупать заводы первичного виноделия не только на родине, но и за границей. А иностранные компании строят в России заводы по разливу вина, чтобы избежать таможенных платежей и удешевить продукцию.<BR>Розничная цена бутылки импортного вина с учетом акцизов, НДС, ввозных таможенных пошлин в России не меньше $3,5. А если это вино разливать в России, его себестоимость составит $1. Так что у иностранных виноделов прямой интерес сотрудничать с коллегами из России. Но иностранцев пугает технологическая отсталость российских заводов. Вместо модного в Европе холодного разлива они используют пастеризацию -- горячий разлив (см. врезку). А это, как утверждают виноделы, влияет на качество продукта не лучшим образом. Технология холодного разлива вина позволяет более полно сохранять вкусовые качества и букет напитка.<BR>Поэтому иностранным поставщикам интересней купить завод по разливу вина в России и установить новое оборудование, чем разливать продукцию под собственной маркой на российском заводе.<BR>Рост производства вина, частые изменения российского таможенного законодательства в области импорта виноматериалов заставляют отечественных виноделов страховаться от нарушения ритмичности поставок сырья и непредвиденных скачков цен на него. Самый простой и надежный способ оградить себя от этого -- купить завод первичного виноделия вместе с виноградным хозяйством. Массовая их скупка в России и за ее пределами началась в 2001 году.<BR>Собственной сырьевой базой в Краснодарском крае обзавелись челябинское ООО "Центр пищевой индустрии "Ариант", ЗАО "Детчинский завод" (Калужская область) и др. Холдинг "Дионис Клуб" построил завод на юге Молдавии, ЗАО "Торговый дом "Арома" купило кишиневский винзавод АО "Висмос", а ОАО "Московский межреспубликанский винодельческий завод" приобрело молдавское АО "Кэлэраш-Дивин".<BR><BR>Вино, да не то...<BR>Давление импорта и фальсифицированной продукции не дает российским виноделам увеличить загрузку производственных мощностей.<BR>Так, все винодельческие предприятия Петербурга и Ленобласти -- это заводы вторичного виноделия -- с лихвой покроют потребность города и области в вине. Однако семь-восемь бутылок из 10 петербургские виноделы отправляют в другие субъекты Федерации и за границу. Согласно опросу, проведенному ОНО "Клуб профессионалов алкогольного рынка", петербургские поставщики вин рассчитывают увеличить продажи в этом году по сравнению с прошлым годом (см. табл.). Но не за счет роста спроса на местном рынке, а за счет увеличения продаж в регионы и экспорта. Похожая картина и в других субъектах РФ.<BR>С 2002 года отечественные виноделы помимо рынков стран СНГ и Балтии осваивают рынки Европы и США. И иностранцы идут навстречу россиянам.<BR>Так, французский производитель коньяка и высококачественных вин -- компания De la tour distillerie из города Коньяк -- предложил кубанским виноделам создать совместное предприятие по экспорту российских вин на европейские рынки. Кроме французов руку помощи отечественным компаниям протягивают германские, испанские, североамериканские виноделы. Им нравится соотношение цены и качества российской продукции.<BR>Поставки российских экспортеров в прошлом году на 7% превысили отметку 2001 года. Но на загрузку производственных мощностей это существенного влияния не оказало. Спрос на отечественную продукцию на внутреннем рынке замедлился. В 2002 году, как и в 2001-м, загрузка отечественных виноделов составила 30%, не считая продукции, произведенной нелегально.<BR>"Энергичный рост российского производства вина в основном обеспечивали дешевые крепленые вина и портвейн. Отсутствие в России закона о вине дает возможность нечистоплотным поставщикам заваливать рынок контрафактной продукцией. Только этим можно объяснить огромное количество грузинского вина "Хванчкара" на полках магазинов. Винограда этого сорта в Грузии в прошлом году собрали около 70 тонн. Из этого объема можно изготовить около 50 тысяч бутылок вина. А на российском рынке каждая торговая точка предлагает этот редкий напиток", -- говорит Машкюр Гасымов, председатель совета директоров, президент ЗАО "Вилаш".<BR>Российский рынок наводнен винными напитками под марками известных и популярных вин. Цена такого продукта ниже. В нем содержится всего 5-10% натуральных виноматериалов, остальное -- синтетический спирт, ароматизаторы, сахар. Часто производители винных напитков избегают уплаты налогов. В этом случае рентабельность бизнеса превышает 300%. И желающих им заняться достаточно, чтобы дефицита "вина" Россия не испытывала.<BR>Так, за 10 месяцев 2002 года МВД РФ учло 1356 подпольных цехов по производству алкогольной продукции. "Балуются" незаконным производством и легальные виноделы. С января по октябрь МВД РФ зафиксировало 207 таких случаев.<BR>"В Петербурге поддельной дешевой продукции больше, чем в других регионах. Одна из причин этого явления в том, что проверка поставляемого в город на Неве вина не осуществляется в полном объеме. Контроль местного производителя намного жестче, чем регионального и тем более иностранного. Контролирующим органам интереснее проверять продукцию, произведенную в Петербурге, чем поступающую из других регионов или стран СНГ. У них существует план по штрафам. И за его выполнение они получают вознаграждение. Поэтому стараются штрафовать местных производителей. Ведь если контролирующие органы выставят претензии винзаводу Молдавии, то не получат никаких денег.<BR>В 2000 году, после появления региональной марки, подделок стало меньше, но проблема осталась. Когда правоохранительные органы находят фальсифицированную продукцию, они появляются у нас. И просят доказать, что этот товар не наш. Приходиться отвлекать от работы целые службы, чтобы опровергнуть обвинения", -- сетует Машкюр Гасымов.<BR><BR><B>Грядут новые времена</B><BR>Рынок вина можно поделить на три ценовых сегмента. В нижнем -- до 70 рублей за бутылку емкостью 0,75 литра -- представлены винные напитки российского производства и стран СНГ (см. врезку). В среднем ценовом сегменте -- от 70 до 300 рублей за бутылку 0,75 литра -- представлены преимущественно отечественные и иностранные молодые вина и вина без выдержки (см. врезку). В верхнем ценовом сегменте -- от 300 рублей за 0,75 литра -- доминируют иностранные выдержанные и марочные вина (см. врезку). Доля российской продукции в этом сегменте снижается. Закладка виноматериалов на выдержку сократилось в России к началу 2003 года до 500 тысяч декалитров с 3 млн декалитров в 1993 году.<BR>И это противоречит генеральной линии развития рынка. "Спрос плавно смещается в сторону продукции средней и высокой ценовой категории, и объем продаж дешевой и низкокачественной продукции, наиболее подверженной фальсификации, сокращается. Так, объем продаж винных напитков (портвейнов и т.п.) в период сезонного роста спроса -- декабрь-февраль -- в Петербурге не превышал 3%. Наибольшим спросом пользуются вина из импортных виноматериалов, разлитые на российских винзаводах. Они значительно дешевле аналогов, ввезенных из дальнего зарубежья", -- говорит Ксения Севастюк, заместитель генерального директора по маркетингу ООО "Евросервис ЛТД".<BR><BR><B>Определения</B><BR>Виноградное вино -- напиток, получаемый в результате спиртового брожения виноградного сусла или мезги (раздробленные ягоды винограда).<BR>Виноградное сусло -- жидкий продукт, получаемый из свежего винограда в результате дробления, стекания, прессования.<BR>Молодое вино -- вино натуральное сухое, получаемое по общепринятой технологии из отдельных сортов винограда или их смеси, реализуемое до 1 января следующего за урожаем года.<BR>Вино без выдержки -- вино, получаемое по общепринятой технологии из отдельных сортов винограда или их смеси, реализуемое с 1 января следующего за урожаем года.<BR>Выдержанное вино -- вино улучшенного качества, получаемое по специальной технологии из отдельных сортов винограда или их смеси, с обязательной выдержкой перед разливом в бутылки не менее 6 месяцев.<BR>Марочное вино -- вино высокого и постоянного качества, получаемое по специальной технологии из определенных сортов винограда (или специально подобранной их смеси), произрастающих в регламентированных районах, характеризуемое тонкостью вкуса и аромата (букета) и обязательной выдержкой перед разливом в бутылки не менее 1,5 года.<BR>Винный напиток -- алкогольный напиток, получаемый из виноградных и плодовых виноматериалов с добавлением этилового ректификованного спирта, коньячных, виноградных, плодовых спиртов, винных концентратов, воды, сахара-песка, дубового экстракта, пищевых вкусо-ароматических добавок, красителей и других компонентов.<BR>Холодный и горячий разлив виноградного вина -- применяются для умерщвления бродильных грибков, обусловливающих болезни вина.<BR>Холодный разлив происходит при температуре от 5 до 16 градусов по Цельсию. Горячий разлив (пастеризация) заключается в нагревании вина от 45 до 70 градусов по Цельсию. Пастеризация производится в бутылках или бочках на водяной или паровой бане, причем доступ воздуха в сосуды прекращается. После нагревания вино быстро охлаждается.