Семейный бизнес пророс в ландшафтных питомниках

Владельцы ландшафтной фирмы "Мика" супруги Ольга и Михаил Михайловы имеют в своем распоряжении три питомника в Петербурге и в двух областях Северо-Запада, где они выращивают более 400 видов растений для выполнения заказов и на продажу. К такому положению

<BR><BR>Владельцы ландшафтной фирмы "Мика" супруги Ольга и Михаил Михайловы имеют в своем распоряжении три питомника в Петербурге и в двух областях Северо-Запада, где они выращивают более 400 видов растений для выполнения заказов и на продажу. К такому положению в бизнесе предприниматели шли 11 лет.<BR><BR>"Супруга Ольга, -- вспоминает директор ООО "Мика" Михаил Михайлов, -- в свое время заканчивала Лесотехническую академию. Вот мы и решили начать бизнес. Тогда внутренним и наружным озеленением практически никто из частных фирм не занимался. Мы начали с интерьеров -- оформляли банки, финансовые компаний, офисы".<BR>Помещение арендовали в детском садике. Больших вложений в это дело на тот момент не потребовалось: комнатные растения для интерьеров выращивали сами. "С кофейных деревьев, которые культивировали в помещении детского сада, снимали до 8 кг кофе", -- вспоминает Ольга Михайлова, заместитель директора ООО "Мика". Уже через несколько лет фирма выросла и из детского сада переехала в помещения Института торфа, недалеко от офиса в Шувалово, где на 24 сотках разбили небольшую опытную площадку. Функции в семейной фирме разделились сами собой: Ольга занимается всеми вопросами, связанными с растениями, Михаил -- строительством и благоустройством участков.<BR><BR><B>Елки-палки</B><BR>Постепенно от внутренних интерьеров Михайловы перешли к ландшафтам, и сейчас именно это направление занимает большую долю в объеме работ. В среднем по городу стоимость благоустройства 1 сотки земли составляет $1,5-3 тысячи и выше, включая материалы.<BR>Посадочный материал -- один из наиболее затратных пунктов для фирмы, особенно если покупать импортные растения. Например, саженцы деревьев стоят от 190 рублей до 10-12 тысяч рублей за единицу. Хорошо развиты питомники в Венгрии, Голландии, Польше и др. Именно эти страны являются основными поставщиками растений в Петербург. "Проблема и в длительной процедуре растаможивания. Наш товар скоропортящийся, а только для оформления всех документов нужно как минимум 2 дня", -- говорит Михаил Михайлов. "Мы подсчитали, что, если самим выращивать посадочный материал, можно снизить себестоимость в 2-2,5 раза", -- говорит Михайлов.<BR><BR><B>Питомники есть</B><BR><B>у единиц</B><BR>В летний сезон в Петербурге работает 300-400 фирм, занимающихся ландшафтным дизайном. Из них единицы имеют свои плантации для выращивания посадочного материала. "Одна из причин -- у питомника очень долгий срок окупаемости -- не менее 7-8 лет. При этом вложить в него надо не менее $20 тысяч. Но мы все-таки рискнули", -- говорит Михаил Михайлов.<BR>Вначале Михайловы разбили опытную делянку на 24 сотках в Шувалово. В питомнике в сезон работает до 15 человек. В 2002 году они основали еще два питомника -- в Ленинградской и Тверской областях на площади более 2 га. "В питомниках мы выращиваем более 400 видов растений", -- рассказывает Ольга Михайлова. В водоеме Михайловы начали разведение водных растений -- нимфей. Примерно половину выращенной продукции идет на обеспечение собственных заказчиков, остальное -- на продажу. Покупатели -- фирмы по озеленению, садоводы, дачники.<BR>Всего в фирме работает 18 человек постоянно, до 100 человек в сезон -- это строительные рабочие, бригады по уходу. Проблема кадров остро стоит перед любой фирмой, занимающейся озеленением.<BR><BR><B>Частники и муниципалы</B><BR>60-70% заказов фирма "Мика" получает от частных клиентов, остальная часть -- заказы от муниципальных структур.<BR>Михайловы считают, что в ближайшее время будет появляться много новых фирм: "Бизнес развивающийся, перспективный. Например, в Германии, в городе с населением 20-30 тысяч человек, действуют 10-15 ландшафтных фирм и питомников".<BR>"При организации фирмы, которая занимается только ландшафтным дизайном, для старта нужно от $5 до $25 тысяч. Для фирмы с собственным питомником -- $100-150 тысяч", -- считают Михайловы.<BR>Владельцы "Мики" говорят, что в ближайшее время вряд ли будут значительно расширять фирму.<BR>В частности, развитие сдерживает и отсутствие оборотных средств.<BR>"Ни один банк не даст кредит под посадочный материал, стоимость которого может составлять тысячи долларов", -- отмечает Михаил Михайлов.