Бизнес адаптировался к валютным "качелям"

Деятельность российских компаний, как правило, слабо зависит от колебаний валют. Это показал опрос, проведенный "ДП" среди представителей различных сфер бизнеса. Предприниматели достаточно хладнокровно оценивают ситуацию со скачками курсов евро и доллара.

<BR><BR>Деятельность российских компаний, как правило, слабо зависит от колебаний валют. Это показал опрос, проведенный "ДП" среди представителей различных сфер бизнеса. Предприниматели достаточно хладнокровно оценивают ситуацию со скачками курсов евро и доллара.<BR><BR><B>Илона Колтынюк, директор</B><BR>по маркетингу ЗАО "Амбер-королевство сувениров":<BR>"Европейский товар мы закупаем в евро, но продаем в у.е., приравненных к доллару.<BR>В сувенирном бизнесе себестоимость и ценообразование несколько иные. Изначально закладывается несколько больший процент, и поэтому колебания валют отражаются на конечных ценах незначительно.<BR>К сложившейся ситуации мы пока присматриваемся. Пока на наших ценах это никак не отразилось. На рынке мы присутствуем давно, у нас прочные связи с поставщиками, и мы пользуемся льготными условиями. Основной товар, идущий из Европы, -- это пластиковые ручки. Они присутствуют буквально в каждом заказе. Остальной поток сувениров идет в основном из Китая, с которым мы работаем напрямую. Устойчивое положение на рынке позволяет нам пока не реагировать на колебания валютного рынка".<BR><BR>Виктория Бородина, начальник отдела реализации и продвижения турпродукции ЗАО "Фирма "Нева" (туристические услуги):<BR>"Каких-то значительных влияний мы не ощутили. Есть даже небольшой прирост в отправке туристов за рубеж. Путевки не возвращают. Все нормально. Наши клиенты оплачивают туры в рублях, хотя стоимость стоит в условных единицах и ориентирована на курс евро. Это касается стран Евросоюза. С остальными работаем так, как и раньше".<BR>Наталья Овсова, главный бухгалтер ЗАО "Фирма "УМКА" (детское питание):<BR>"Скачки евро по отношению к доллару повлияли на наш бизнес, но несущественно. В основном это сказалось на работе с поставщиками, предложившими свою продукцию в евро. Глобальных осложнений не возникло, потому как таких поставщиков у нас немного. Отразится ли это на наших ценах, пока сказать не могу".<BR><BR>Владлен Веселов, финансовый директор СПб филиала Московского института бизнеса и политики:<BR>"Колебания доллара и евро никак не повлияют на наши цены за обучение, несмотря на то что в договорах со студентами сумма за обучение указана в условных единицах. Мы ежегодно в марте-апреле повышаем установленный курс на 2 рубля из-за роста инфляции, но при этом все студенты знают, что наша у.е. выше курса Центробанка за доллар не будет".<BR>Денис Литов, генеральный директор ООО "Прагма" (жилищное строительство):<BR>"Никак не влияет. Основные затраты проходят в рублях. В валюте мы оплачиваем только 5% от общего объема затрат, в основном это закупка лифтов. Можно сказать, что из-за колебаний на валютном рынке несколько упали и наши прибыли, но, так как у нас крупные объемы, это практически незаметно. Есть еще такой момент: общая нестабильность нервирует покупателей, и они стремятся избавиться от бумажных денег, приобретая недвижимость, участвуя в долевом строительстве. Это я заметил в беседе с покупателями".<BR><BR>Александр Хомяков, директор по маркетингу компьютер-центра ЗАО "Кей":<BR>"Все, что нестабильно, конечно, влияет отрицательно и на наш рынок. Жить со стабильным курсом проще. Поставщики из Европы повысили цены. Таких поставщиков у нас примерно 1/3, но они поставляют актуальную продукцию -- мониторы и принтеры. На отпускную цену перепады в конечном итоге не повлияли, так как произошло весеннее понижение отпускных цен от поставщиков, что и покрыло повышение курса евро".<BR><BR>Юрий Богупольский, директор по маркетингу системы стоматологических клиник "Меди":<BR>"Да, несомненно, влияет. Мы зависим от наших поставщиков сырья и оборудования. Большую часть закупаем в Европе за евро, меньшую -- за доллары в США. Нас ориентирует рынок качественного сырья, так как наши требования высоки. В этой ситуации наши условные единицы, в которых измеряется оплата услуг, не отражают курс доллара по Центробанку. Они немного выше, но в то же время и не достигают курса евро".<BR><BR>Валерий Вакуленко, генеральный директор риэлтерской фирмы "РОСТ Риэлти":<BR>"Есть такое ощущение, что люди, у которых есть доллары, а их пока большинство, стремятся от них избавиться. Вкладывание денег в недвижимость воспринимается как способ спасения средств. Сейчас у нас активно идет коммерческая недвижимость, многие сделки ускорились. Пока мы предлагаем цены в долларах".<BR><BR>Варвара Васильева, заместитель начальник отдела организации и развития торговли торгово-промышленной группы АОЗТ "Диета-18":<BR>"В любом бизнесе происходят изменения из-за колебания валют. Конечно, лучше, когда все стабильно.<BR>Сейчас у нас резких скачков нет, хотя цены растут, как везде и всегда. Но это вне зависимости от валютного рынка, скорее, это инфляция. К Пасхе немного подорожают яйца и творог из-за увеличенного спроса".<BR><BR>"Как на вашем бизнесе -- себестоимости товаров или услуг, а также на цене их продаж сказались скачки евро и доллара?" -- на эту тему редакция газеты "Деловой Петербург" опросила предпринимателей.<BR>Как показал опрос, большинство из них относятся к последствиям американо-иракского конфликта и угрозе начала войны почти философски. При всей противоречивости оценок поведения мировых валют с конца прошлой недели евро стабильно падает (см. стр. 23, "Финансы"). Опрошенные предприниматели считают, что это закономерно.<BR>По вчерашней информации аналитиков www.forexpf.ru, уровень потребительских цен в еврозоне в феврале вырос в годовом исчислении до максимального за последние 11 месяцев значения за счет роста стоимости нефти и продуктов питания. Повышение цен относительно февраля 2002 года составило 2,4%, как и ожидали аналитики.<BR>Потребительские цены в феврале по отношению к уровню января выросли на 0,4%, аналитики ожидали роста на 0,3%. Цены на нефть в странах еврозоны в феврале выросли на 6%, цены энергоносителей -- на 1,8%. Стоимость продуктов питания увеличилась на 0,4%. Накануне Европейская комиссия снизила прогноз экономического роста в странах еврозоны в 2003 году до 1% против 1,8%, прогнозировавшихся ранее. Рост промпроизводства в еврозоне в январе составил 1,1%, аналитики ожидали рост на 1%. Этот показатель снизился в декабре 2002 года на 1,6%.<BR>"Дорогому евро неоткуда взяться, -- также считает, например, президент ЗАО "Объединенная консалтинговая группа" Виталий Антощенко. -- В России большинство предпринимателей психологически держатся за доллары -- срабатывает великая сила привычки.<BR>К тому же США все равно будут возвращать себе лидерство, поэтому придется евро продавать, и по заниженной цене. Если коротко, то можно сказать, что лишь малая группа господ, близких к информации, сможет заработать на скачках валют. Эта ситуация чем-то напоминает 1997 год".