Рост цены на упаковку накрывает рыбное производство

Как весна приближается, так у российских рыбоконсервных предприятий начинаются проблемы. В этом году -- с упаковкой.

<BR><BR>Как весна приближается, так у российских рыбоконсервных предприятий начинаются проблемы. В этом году -- с упаковкой.<BR><BR>С марта 2003 года ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК) -- единственный в России производитель пищевой жести -- поднимает отпускные цены. Вследствие этого на 20-30% подорожают жестяные банки. Доля этой упаковки в себестоимости рыбных консервов достигает 40%. То есть отпускная цена кильки в томате российского производства вырастет на 8-12%.<BR>Избежать роста цен отечественным рыбопереработчикам в ближайшие месяцы не удастся. Поставщики жестяных банок из стран СНГ не смогут покрыть российский спрос. А цены на банки европейских производителей пока выше, чем у отечественных производителей и в странах СНГ.<BR>Рост себестоимости производства консервированной рыбы негативно отразится прежде всего на выпуске наиболее ликвидной продукции -- килька в томатном соусе, шпроты, лосось, сельдь, скумбрия. И российские производители рискуют снова оказаться в невыгодном положении перед иностранными поставщиками.<BR><BR><B>Годом ранее</B><BR>Еще весной 2002 года ГТК РФ поднял пошлины на ввозимое для консервной отрасли сырье на 8%. Одновременно снизил ввозную пошлину на готовую продукцию на 60%. В итоге рыбоперерабатывающие предприятия столкнулись с жестким ценовым прессингом рыбопереработчиков из стран Балтии.<BR>Цены на рыбные консервы тогда упали на 10%, чуть меньше выросли расходы российских рыбопереработчиков.<BR>Снижение доходов и рост запасов готовой продукции заставили рыбоконсервные предприятия сворачивать производство.<BR>Прежде всего это коснулось предприятий Петербурга и Ленобласти. На 90% они используют импортное сырье из Норвегии, Финляндии и стран Балтии. Рыбопереработчики упросили Правительство РФ пересмотреть таможенные тарифы, и к осени 2002 года оно подняло пошлины на готовую продукцию. Но рынок пока еще не переварил прибалтийские кильки. И цены на консервы массового спроса остаются на низком уровне.<BR><BR><B>Еще раньше</B><BR>Признаки снижения производства в отрасли отчетливо проявились в ноябре 2001 года, хотя поздняя осень -- самое время его наращивать: обычно спрос на консервы с началом рождественских праздников и Нового года опустошает рынок. В начале января ни у оптовиков, ни у розницы не остается товарных запасов. Но ценовых всплесков не происходило ни в прошлом, ни в этом году.<BR>Зато ценовые провалы случаются регулярно. И не всегда они связаны с путиной.<BR>Все началось в 1999 году. С подачи Правительства РФ Латвия и Эстония организовали массовые поставки рыбных консервов в Россию в обмен на российскую электроэнергию. Цена прибалтийского товара на 15-20% ниже, чем у отечественных производителей.<BR>Тогда предложение прибалтийской продукции дополняло предложение отечественных консервов. Но спустя пару лет они начали друг другу мешать. И энергичный рост рыбоконсервной отрасли России -- 20% в год, начавшийся как раз в 1999 году, сменился не менее энергичным спадом. Отечественное производство рыбки в банке в 2002 году снизилось на 6,4% по сравнению с 2001 годом. И, скорее всего, продолжит снижаться в 2003 году, уступая место импорту. В 2002 году он увеличился на 7,4% по сравнению с 2001 годом.<BR>По данным "Фонда информационных технологий", около 40% рыбных консервов, ввозимых в Россию, приходится на страны Балтии (Латвия, Эстония, Литва). И это благодаря низким ценам. Импортная продукция из других стран в среднем на 10% дороже отечественной. И большой популярностью у россиян не пользуется.<BR><BR><B>Спрос не дорос</B><BR>Импорт, опережающий внутреннее производство, свидетельствует о том, что спрос на рыбные консервы в России уверенно идет в гору. Рост доходов россиян подкрепляет их желание питаться продуктами быстрого приготовления. По данным "Комкон-СПб", количество россиян, потребляющих консервы несколько раз в месяц, в 2002 году по сравнению с 1999 годом выросло на 7,3%.<BR>Но этого еще недостаточно для возникновения дефицита и роста цен. Поэтому приходится рыбопереработчикам экономить на всем, кроме сырья, расходов на транспорт и электроэнергию.<BR><BR><B>Рыбка пакуется с головой</B><BR>В погоне за низкой себестоимостью некоторые отечественные рыбопереработчики упрощают технологию производства. В конечном итоге страдает качество продукта. И это тот самый случай, когда дешево -- значит плохо. Запаивая в банку рыбку с головой, производитель экономит, а потребитель не прощает этого. Он понимает, что шпроты иногда не коптят, а варят, подкрашивают, недостаточно кладут масла и т.д.<BR>И если еще пару лет назад такой номер проходил по несколько раз с одним и тем же покупателем, он не обращал внимания на производителя, то сейчас продать низкокачественный товар, соответствующий не ГОСТу, а ТУ (техническим условиям), сложнее.<BR>Одновременно с тотальной экономией в производстве консервов массового спроса производители налаживают выпуск деликатесных рыбных изделий. Если еще лет 5 назад рыбные консервы в России вырабатывали в основном из горбуши и кильки, то теперь на российских прилавках появились консервированные печень трески, сайра, салака, сардинелла, сардины, толстолобик, скумбрия, ряпушка, лещ и т.д.<BR>Разнообразие ассортимента -- единственная возможность производителя не только выживать, но и расширять производство. Поскольку доходность по массовым видам консервов стремится к нулю, а по деликатесным -- к бесконечности.