Не все пени одинаково законны

Из-за временной нехватки финансовых ресурсов мы в ряде периодов уплачивали налог на пользователей автодорог с задержкой против сроков, указанных в Инструкции ГНС №59. Теперь налоговая требует уплатить пени за просрочку уплаты налога. Справедливо ли это, у

<BR><BR>Из-за временной нехватки финансовых ресурсов мы в ряде периодов уплачивали налог на пользователей автодорог с задержкой против сроков, указанных в Инструкции ГНС №59. Теперь налоговая требует уплатить пени за просрочку уплаты налога. Справедливо ли это, учитывая, что мы уже погасили всю задолженность по самому налогу?<BR><BR>Исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога не избавляет его от ответственности за несвоевременную уплату налога.<BR>Поэтому в общем случае, если налог уплачен несвоевременно, налоговые органы вправе взыскать с налогоплательщика пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. Однако в отношении именно налога на пользователей автомобильных дорог налогоплательщикам необходимо учитывать следующее.<BR>В соответствии с п. 2 ст. 57, п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени взыскиваются за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов и сборов.<BR>Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" не содержит указания на срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.<BR>До 31.12.2000 срок уплаты данного налога был установлен пунктом 10 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 №2335-1 "Об утверждении порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации". Однако действие этого Постановления было приостановлено на период 2001 г. Федеральным законом №150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 г." и на период 2002 г. Федеральным законом №195-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 г.".<BR>Ссылки ряда налоговых органов на то, что срок уплаты налога указан Законом Санкт-Петербурга от 30.12.1999 №252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах" и Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 04.04.2000 №59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", не состоятельны.<BR>Налог на пользователей автодорог относится к федеральным налогам. В соответствии с Законом Российской Федерации №1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся Верховным Советом Российской Федерации.<BR>Федеральным законом от 26.05.1997 №82-ФЗ были внесены изменения в указанную статью, устанавливающие, что такой порядок должен определяться федеральным законом, к которому ни Закон Санкт-Петербурга, ни инструкция Госналогслужбы РФ по своей юридической силе не относятся.<BR>Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты органов исполнительной власти, изданные по вопросам налогообложения и сборов, не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах. Таким образом, налоговые органы не вправе своими актами самостоятельно устанавливать существенные элементы налогообложения.<BR>Следовательно, указанные пункты Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации №59 не подлежат применению.<BR>Так как федеральным законом срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в федеральный и территориальный дорожные фонды в 2001 и 2002 годах не был установлен, налоговая инспекция не имеет правовых оснований для начисления пени за несвоевременную уплату указанного налога в 2001-2002 годах.