00:0025 февраля 200300:00
13просмотров
00:0025 февраля 2003
Похоже, удался эксперимент по раздельному сбору мусора, который с конца прошлого года затеяли в Петербурге ОАО "Автопарк №1 "Спецтранс" и "Гринпис России".
<BR><BR>Похоже, удался эксперимент по раздельному сбору мусора, который с конца прошлого года затеяли в Петербурге ОАО "Автопарк №1 "Спецтранс" и "Гринпис России".<BR><BR>Горожане отдельно взятого двора весьма неплохо отделяют стекло от бумаги и вообще хорошо справляются с работой сортировщиков.<BR>Раздельный сбор мусора был начат в ноябре 2002 года на контейнерной площадке у дома 39 по Наличной улице.<BR>Несколько лет назад в бюджете Петербурга уже было заложено 20 млн рублей для того, чтобы в каждом районе были такие сортировочные линии. Тем не менее проект так и не был реализован, потому что тогда вторичные ресурсы не были востребованы рынком, а деньги были направлены на нужды здравоохранения.<BR><BR><B>Тарифная политика</B><BR>В Петербурге сбор и вывоз отходов осуществляются за счет средств населения (11,5 рубля в месяц с каждого), а обезвреживание и переработка согласно статье 77 Бюджетного кодекса -- за счет средств городского бюджета.<BR>Заказчиком этих работ с 2001 года выступает Комитет по содержанию жилищного фонда. Перед "закладкой" денег в бюджет делается расчет тарифов, которые формируются с учетом фактической себестоимости затрат предприятия на переработку и размещение отходов.<BR>Протокол согласования тарифов подписывается Комитетом по содержанию жилищного фонда администрации Петербурга и направляется в Комитет финансов РФ и Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, который занимается тарифным регулированием по всем видам услуг. Таким образом, протокол подписывается тремя комитетами.<BR>"Учитывая то, что государственное регулирование на эти виды услуг не предусмотрено действующим законодательством, то согласованный тариф не может являться основанием для действующих предприятий -- МПБО и МПБО-2, -- говорит Ирина Клименко, начальник отдела государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Петербурга. -- Поэтому при заключении контракта они руководствуются согласованным протоколом, но в состав контракта включается протокол договорной цены с предприятиями. Соответственно, окончательный тариф может быть и выше. Подобным образом устанавливаются тарифы на прием отходов от населения.<BR>Коммерческие отходы принимаются предприятиями по договоренности. Там цена устанавливается исключительно предприятием. В целях исключения этого неравенства 21 августа 2001 года вышло Постановление Правительства РФ №609 "О ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей по водоснабжению, водоотведению, теплоотведению, обезвреживанию и переработке отходов". В развитие этого постановления Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли подготовлен проект распоряжения "Об утверждении программы мероприятий по ликвидации перекрестного субсидирования в названных сферах.<BR>Таким образом, с 1 января 2004 года прием отходов от населения и предприятий должен осуществляться по единой цене".<BR><BR><B>Свой взгляд на тариф</B><BR>Михаил Федашко, первый заместитель генерального директора ООО "Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов", считает, что в городе нет ни гарантий государственного заказа, ни сбалансированной тарифной политики, ни стратегического плана развития мусоропереработки: "Сейчас обсуждается очередная, уже шестая концепция, при этом ни одна из предыдущих так и не была принята, -- говорит Михаил Федашко. -- Те же 11,5 рубля, которые собираются с каждого горожанина, в сумме не имеют никакого отношения к размещению отходов. Они идут только на сбор и на вывоз мусора, поэтому изначально переработка и размещение отходов от населения убыточны.<BR>Такого соотношения, когда переработка на порядок дешевле, чем вывоз, нет нигде в мире, где, как правило, 30% средств идет на вывоз, а 70% -- на размещение. У нас наоборот -- ныне действующие правила направлены на то, чтобы вывозить отходы "в никуда".<BR>Чтобы ситуацию изменить, требуется перераспределить акцент на механизированную переработку, которая, в принципе, может составить 60-70% всех отходов. Нужно следовать ее золотому правилу: то, что можно использовать, нужно подвергать рециклингу; органику -- компостировать; топливную часть можно термически обрабатывать; а минеральную -- в обезвреженном виде продолжать размещать на полигонах", -- убежден Михаил Федашко.<BR>Не устраивают его и тарифы: "Комитет по содержанию жилищного фонда предлагает нам платить 54 рубля за механизированную переработку и 17 рублей -- за размещение отходов за 1 м3. Эти тарифы мы считаем неприемлемыми, так как они покрывают лишь 23% наших расходов.<BR>Полигоны ТБО и мусороперерабатывающие заводы выживают за счет приема отходов от коммерческих предприятий, которые оплачивают размещение и переработку мусора по обоснованной цене -- 85 рублей за 1 м3. От коммерческих предприятий поступает 16% от всех отходов, но они обеспечивают более 50% совокупного дохода. Эти деньги и идут на покрытие убытков от приема отходов населения", -- приводит данные Михаил Федашко.<BR>В отличие от него, Константин Маловичко, генеральный директор МПБО-2, вполне доволен существующим тарифом на переработку твердых бытовых отходов. Для его предприятия эта сумма равна 66 рубля за 1 м3 (в этот тариф входит плата в пользу МПБО за размещение отходов на полигонах, так как у МПБО-2 своих полигонов нет): "Я считаю этот тариф обоснованным. Если учесть, что за 3 года он увеличился в 4 раза, с 17 рублей до 66 рублей за 1 м3, то, на мой взгляд, ситуация изменяется к лучшему", -- оптимистичен Константин Милоченко.<BR><BR>"Последнее дело"<BR>Сегодня на территории Петербурга имеется один санкционированный полигон твердых бытовых отходов (ТБО) в Новоселках.<BR>На территории Ленинградской области в Ломоносовском районе расположен Южный полигон. И третий полигон ТБО находится во Всеволожском районе, в непосредственной близости от деревни Северная Самарка. Этот полигон принимает нетоксичные, строительные и бытовые отходы Всеволожска. Таким образом, на территории города и области действуют три санкционированных полигона ТБО, принадлежащие МПБО. Кроме этого есть небольшие свалки, владельцы которых имеют временные лицензии на прием отходов.<BR>На полигоне "Новоселки" идет активная реконструкция, в ходе которой будет внедрена система частичной переработки отходов. Одна такая линия уже на протяжении 2 лет успешно работает, а на Южном полигоне аналогичная линия функционирует в течение 5 лет. Тем не менее существующих мощностей явно недостаточно. Введение линий имеет очень большое значение ввиду того, что продлевается ресурс полигона, так как часть отходов будет вовлекаться во вторичную переработку.<BR>При реконструкции полигона "Новоселки" его эксплуатацию можно продлить минимум на 20 лет. Более того, полигон должен перейти в ранг так называемых "высоконагружаемых". Там будут использованы специальные инженерные методики, позволяющие увеличить объем принимаемых отходов (сейчас высота полигона не превышает 7 м, а при использовании этой технологии его высота может достигать 30 м).<BR>Для увеличения приемного ресурса полигона "Южный" объединили две существующие площадки. Предусмотрен проект реконструкции полигона, включающий в себя усиленные варианты сбора фильтрата, строительство дополнительных защитных сооружений и т.д. Все это позволит продлить ресурс полигона еще на 15-20 лет.<BR>Полигон "Северная Самарка" не берет городской бытовой мусор, поэтому он принимает очень небольшое количество отходов -- всего 100 тыс. м3 в год. Для сравнения, "Южный" и "Новоселки" принимают по 1,5-1,8 млн м3 отходов в год. Поэтому ресурса "Северной Самарки" хватит на несколько десятилетий.<BR>Сейчас прорабатывается проект, при реализации которого полигон мог бы принимать и городские ТБО.<BR>МПБО-1 и МПБО-2 перерабатывают 30% всех городских отходов. Соответственно, остальные 70% идут на полигоны. Но это только на бумаге. На самом деле отходы в регионе пока никто не считал, поскольку только в Петербурге действует более 300 несанкционированных свалок. Таким образом, по оценке Михаила Федашко, более 1 млн м3 отходов в год выбрасываются населением на территории города и области бесконтрольно и безнаказанно, что, по классику, похоже на бунт -- "бессмысленный и беспощадный".<BR><BR>"На вас смотрит весь город"<BR><BR>На контейнерной площадке у дома 39 по Наличной улице установлены три бачка: один -- для макулатуры, второй -- для стекла, и третий -- для металлолома, пластика и текстиля.<BR>ОАО "Автопарк" №1 "Спецтранс" предоставляет контейнеры для селективного сбора твердых бытовых отходов (ТБО), а также осуществляет вывоз вторичного сырья для переработки.<BR>Собираемое жителями вторичное сырье, по мнению переработчиков, отличается высоким качеством -- его загрязнение смешанными отходами составляет не более 5-10%.<BR>Продолжение эксперимента планируется в Московском районе.<BR><BR><B>Комментарий</B><BR>"Пока еще рано говорить о рентабельности проекта. Доход от реализации 100-200 кг вторичного сырья, образующегося на одной площадке, не окупает затрат на его вывоз и дополнительную сортировку.<BR>В ближайшее время планируется провести финансовый анализ результатов эксперимента и рассмотреть возможность организации еще 10-15 подобных площадок.<BR>Сейчас эксперимент по селективному сбору охватывает только те виды отходов, которые могут эффективно перерабатываться на существующих в городе и области предприятиях. Это пластик, бумага, стекло и металлолом. Доля таких отходов составляет около 35% от общей массы мусора, образующегося в домовладениях.<BR>Технически и экономически оправданным видится также селективный сбор пищевых отходов, которые составляют до 30% от общей массы. Так, существующие в городе заводы по механической переработке бытовых отходов (МПБО-1 и МПБО-2) требуют лишь незначительных изменений технологических схем для перевода их с приема смешанных (как сейчас) на прием селективно собранных пищевых отходов. Товарной продукцией таких заводов станет высококачественный компост, необходимый зеленому хозяйству города.<BR>Другим важным вопросом является развитие селективного сбора опасных отходов (батарейки, ртутьсодержащие люминесцентные лампы и др.).<BR>В настоящее время эти виды отходов в большинстве своем смешиваются с менее опасными бытовыми отходами, складирующимися на полигонах. К сожалению, на данный момент в городе не существует эффективной системы приема опасных отходов у населения для их специализированной переработки и захоронения.<BR>В целом промышленной переработке в перспективе может подвергаться не менее 80% бытовых отходов, образующихся в Петербурге. Однако решение проблем, связанных с распространением системы селективного сбора, возможно только при участии городской администрации. В круг вопросов, которые могут быть решены только на уровне руководства города, входят: содействие модернизации заводов МПБО, развитию мощностей по переработке вторичного сырья, установление разумной тарифной политики, стимулирующей переход на схемы селективного сбора и переработки отходов.<BR>С октября 2002 года на станции перегруза бытового мусора автопарка №1 работает линия по сортировке твердых бытовых отходов (ТБО). Проект реализуется впервые в России. Установка пока перерабатывает 300 м3 в сутки, хотя рассчитана на 500 м3. В этом году мы построим еще одну такую линию мощностью в Московском районе на Ташкентской улице. Инвестиции в проект составят 10 млн рублей. Таким образом, к концу 2003 года будут работать две линии суммарной мощностью 1000 м3.<BR>Также в этом году мы проектируем еще одну линию во Фрунзенском районе, ввод в эксплуатацию которой планируется в 2004 году.<BR>Я считаю нецелесообразным везти мусор за 30 км на МПБО-1, чтобы там его сортировать. Это можно делать непосредственно на таких станциях, как наша. А оставшиеся "хвосты" отправлять на МПБО-1 для переработки в компост. Таким образом мы существенно сэкономим на транспортных расходах". (А.Н.)