Москва пошла дальше, но вернулась на старт

Столице никак не удается "активизировать процесс сбора" полезного мусора у населения.

<BR><BR>Столице никак не удается "активизировать процесс сбора" полезного мусора у населения.<BR><BR>Пока ничего не получилось, горожане предпочитают валить все в кучу. Первый такой эксперимент проводился на территории Центрального округа еще в самом начале 90-х. Поставили во дворах красивые импортные контейнеры. Но их тут же растащили.<BR>Мэр Москвы Юрий Лужков недавно заявил о том, что город больше не будет выделять средства на приобретение импортной техники для переработки мусора, так как существует достаточное количество эффективных отечественных технологий. В столице близки к завершению продолжительные дискуссии о том, куда девать московский мусор: сжигать на специализированных подмосковных заводах, или отдавать на утилизацию иностранным предприятиям, или использовать самим. Предпочтение будет постепенно отдаваться мусоропереработке.<BR><BR><B>Рынок</B><BR>В настоящее время значительная часть мусора не доходит до оборудованных и относительно безопасных полигонов и остается на несанкционированных свалках. Доходы теневого бизнеса от подобной "экономии" составляют $5-10 млн в год.<BR>Парадокс: пока город третий год ищет "стимулы" и "поощрения", коммерческие фирмы, занятые сбором вторсырья, самым примитивным образом... покупают у населения макулатуру, бутылки и металлолом. Впрочем, есть коммерсанты, принимающие сырье только у предприятий. Это, например, сборщики лома драгметаллов (1 г радиоэлектронного золота -- $4-5). А собиратели макулатуры, как правило, не берут ее даже килограммами у пенсионеров. Самая мелкая партия -- 1 т, и ее еще надо погрузить и привезти самостоятельно.<BR>Пока остро стоит проблема токсичных отходов, которые не менее опасны для окружающей природы и жизни людей, чем радиоактивные, различие лишь в сроках разрушительного воздействия. Радиоактивные отходы находятся под контролем государства, а токсичные стали предметом бизнеса, зачастую недобросовестного. Причина -- в разнице цен. У сговорчивого коммерсанта можно сгрузить тонну и за "двадцатку", причем без проверки на токсичность, а на санкционированных полигонах тариф в несколько раз выше. Но при этом организован экологический, радиационный, санитарный, противопожарный контроль, позволяющий жителям расположенных в данном районе домов не опасаться за свое здоровье.<BR><BR><B>Хранить</B><BR>Из 13 млн м3 бытового мусора, который ежегодно образуется в Москве, 85% вывозится на два санкционированных полигона твердых бытовых отходов -- Тимохово и Хметьево.<BR>Срок их дальнейшей эксплуатации органичен 2-3 годами. Таким образом, существующая техническая база объектов санитарной очистки не соответствует потребностям города. Кроме того, вокруг города имеется более 1500 несанкционированных свалок, подлежащих ликвидации. Накопленное количество промышленных отходов на предприятиях не учтено и не поддается оценке.<BR>Основой для решения проблемы твердых бытовых отходов (ТБО) является разработанная Департаментом инженерного обеспечения программа санитарной очистки города. На базе этой программы подготовлен ряд нормативных документов, регламентирующих организационную структуру, определяющих комплексное решение технических, экологических и экономических проблем развития отрасли городского хозяйства по сбору, транспортировке и обезвреживанию ТБО.<BR>Наибольшие изменения в системе санитарной очистки города наметились в сборе и транспортировке ТБО. Практически полностью решен вопрос обеспечения контейнерами для ТБО. Для целей изготовления контейнеров задействован Давыдовский завод сельскохозяйственного машиностроения. Значительно увеличился и парк мусоровозов города, в том числе и за счет современных большегрузных мусоровозов ФАУН, закупленных в Германии в рамках германо-российского кредита. На рынке вывоза мусора ТБО за счет проводимой технической и тарифной политики возникла конкуренция, что положительно отразилось на режиме вывоза мусора от домовладений.<BR><BR><B>И трамбовать</B><BR>Предполагается, что большой эффект по дальнейшему улучшению ситуации с вывозом мусора ТБО должно дать внедрение двухстадийного вывоза мусора и отходов за счет ввода в эксплуатацию мусороперегрузочных станций (МПС).<BR>Первая МПС введена в эксплуатацию еще в 1994 году на территории Опытно-экспериментального завода ГТТ "Экотехпром". Более перспективное техническое решение, по мнению авторов концепции, -- прессование мусора в брикеты высокой плотности, позволяющее увеличить срок эксплуатации полигонов.<BR>По согласованию с префектурой Южного АО осуществлено строительство отечественной МПС "Чертаново". Прессование мусора на МПС осуществляется в большегрузных мусоровозах. Переход на двухстадийную систему вывоза мусора ТБО позволит, по мнению авторов концепции, более эффективно использовать малотоннажный мусоровозный парк и на 20% сократить общее количество мусоровозов.<BR>