Город мечтает ввести выставочную анархию в рамки

Выставочная отрасль принесла в 2002 году бюджету Петербурга 5% всех доходов. Годом раньше поступления в бюджет составляли чуть больше 3%.

<BR><BR>Выставочная отрасль принесла в 2002 году бюджету Петербурга 5% всех доходов. Годом раньше поступления в бюджет составляли чуть больше 3%.<BR><BR>В эти проценты уместились и налоги от самих выставочных фирм, отчисления от гостиниц, принимающих посетителей выставок, отчисления со стороны фирм выставочного сервиса -- строительных, полиграфических и других.<BR>А в статье расходов петербургского бюджета есть строка "на поддержку выставочной деятельности" с суммой в 3,2 миллиона рублей. Только это не прямая финансовая поддержка "выставочников", а те деньги, которые тратятся, когда сам Петербург выступает в роли экспонента.<BR><BR><B>Документооборот</B><BR>Чуть больше года назад (в конце января 2002 года) на заседании городского правительства вице-губернатор, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергей Ветлугин представил концепцию выставочно-ярмарочной деятельности.<BR>Цель концепции -- создать крупнейший выставочный центр в России.<BR>Однако этот документ был отправлен на доработку и в итоге до сих пор не принят.<BR>Еще годом раньше (точнее, в конце марта 2001 года) решался вопрос российского масштаба: Правительство РФ одобрило Концепцию развития выставочной деятельности в Российской Федерации. В этом документе отражена "особая роль выставочной деятельности как сегмента рынка, который оказывает существенное влияние на ход реформ в стране, на реализацию экспортной стратегии и инвестиционной политики государства". В апреле этого же года она был принята.<BR>Петербург же пока продолжает жить без четко определенных правил игры координирующего характера.<BR>Однако отдел выставочно-ярмарочной деятельности Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга "ведет определенную работу".<BR>По мнению начальника этого отдела Анатолия Котова, из-за отсутствия должного контроля и координации выставочного бизнеса его качество снижается: "Должна быть четко выраженная специализация, чтобы не было дублирования некоторых проектов.<BR>Не секрет, что среди существующих проектов встречаются выставки, которые организуются на не приспособленных для этого площадях и не теми организациями.<BR>Все это снижает авторитет и качество выставочного Петербурга. Такие выставки мы не поддерживаем", -- говорит он.<BR>Город поддерживает прежде всего торгово-промышленные выставки в приоритетных для экономики региона отраслях (например, судостроение).<BR>Существует список приоритетных выставок, проводимых в Петербурге. Утверждает его совет по выставочно-ярмарочной деятельности при администрации. Но, насколько известно корреспонденту "ДП", официально такой список в последнее время не утверждался.<BR><BR><B>Голос организаторов</B><BR>В среде профессионалов выставочного рынка популярно мнение, что нездоровую конкуренцию создает то, что собственник выставочных площадей и организатор выставок выступают в лице одной частной компании.<BR>"Если бы существовал выставочный комплекс международных стандартов, который принадлежал бы городу, конкуренция шла бы за качественные выставочные проекты, а несостоятельные фирмы-однодневки ушли бы с рынка", -- мечтает Анатолий Котов.<BR>В свою очередь, корреспондент "ДП" поинтересовался у организаторов выставок, насколько для них важна поддержка выставок со стороны федеральных и городских властей.<BR>Большинство из руководителей выставочных объединений были сдержанны в ответах. Возникало ощущение ответов "под копирку". Типичное мнение звучало примерно так: "Безусловно, активное содействие и поддержка министерств и ведомств РФ, администрации Санкт-Петербурга и правительства Ленинградской области, Союза промышленников и предпринимателей, региональных ТПП имеют важное значение для выставочной деятельности в целом".<BR>Но некоторые мнения "ДП" решил привести.<BR>Эдвард Строон, генеральный директор компании "ПРИМЭКСПО", директор ITE СНГ, считает: "Самым замечательным является тот факт, что развитие выставочного бизнеса не зависит от ресурсов государства, а происходит самостоятельно в соответствии с нормальными цивилизованными законами рынка. Однако мы все будем рады активной роли государства там, где это положительно повлияет на выставочный сектор экономики. Но этот позитивный вклад должен измеряться выгодой, полученной отраслью в целом, а не чьими-то отдельными интересами.<BR>На мой взгляд, существует несколько направлений, работая в которых государство способно внести позитивный вклад в выставочный бизнес в России.<BR>Во-первых, это улучшение инфраструктуры вокруг выставочных центров -- транспорта, связи, электроэнергии.<BR>Вторым важным вкладом государства может стать частичное или полное субсидирование российских национальных стендов на зарубежных выставках через государственные агентства.<BR>До недавнего времени российское государство было относительно пассивным в этом направлении, ограничивая себя от представления на выставках в Ганновере или от недавней национальной российской выставки в Лондоне. Но правильной перспективной политикой, на мой взгляд, должно быть субсидирование участников специализированных выставок -- это стандартная практика для большинства стран мира в настоящее время, но, к сожалению, еще не развитая в российской экспортной политике".<BR>"В настоящее время для большинства выставок поддержка властей заключается в указании администрации в документах и участии представителей в открытии мероприятия. К сожалению, часто власти понимают под поддержкой выставки настойчивые рекомендации потенциальным участникам того или иного мероприятия, что, как мы считаем, недопустимо",-- сказала Ольга Шульдинер, директор НП "Торговый Петербург".<BR><BR>Из "Правил добровольной сертификации и приема в МСВЯ"<BR>В действительные члены МСВЯ принимаются следующие категории организаций с опытом работы в выставочном бизнесе не менее 4 лет и прошедшие добровольную сертификацию:<BR><B>u Организаторы выставок -- владельцы выставочных комплексов</B><BR>u Организаторы выставок, арендующие выставочные площади при условии, если по меньшей мере одна из выставок имеет выставочную площадь нетто не менее 1000 м2<BR><B>u Владельцы выставочных площадей</B><BR><B>u Строительные фирмы в сфере выставочного бизнеса</B><BR><B>u Транспортно-экспедиторские фирмы в сфере выставочного бизнеса</B><BR><B>u Производители выставочного оборудования</B><BR><B>u Конгресс-центры</B><BR>Из положения Международного Союза выставок и ярмарок "О добровольной сертификации выставочных мероприятий"<BR>1. Исходя из задач развития выставочно-ярмарочной деятельности, Международный Союз выставок и ярмарок проводит добровольную сертификацию выставочных мероприятий членов МСВЯ по их письменным заявлениям. Выставочным мероприятиям, прошедшим добровольную сертификацию, присваивается Знак Международного Союза выставок и ярмарок. Решение принимается большинством членов МСВЯ, присутствующих на общем Собрании.<BR>2. Присвоение выставке/ярмарке Знака Международного Союза выставок и ярмарок означает профессиональную оценку уровня ее организации, особое значение для экономики региона и расширения внешнеэкономических связей.<BR>3. Знак Международного Союза выставок и ярмарок присваивается выставке/ярмарке, если она прошла не менее 3 раз и если каждый из них удовлетворяет следующим требованиям:<BR>3.1 собственное оригинальное название выставки/ярмарки;<BR>3.2 количество иностранных участников (прямых и заочных) не менее 10% от общего числа участников (при этом выставочная площадь нетто -- не менее 100 м2);<BR>3.3 соответствие экспонатов установленной тематике, соблюдение сроков и периодичности выставки/ярмарки;<BR>3.4 выставочная площадь нетто -- не менее 1000 м2;<BR>3.5 общее количество посетителей -- не менее 5000 чел.;<BR>3.6 соответствие стендового оборудования международным требованиям;<BR>3.7 предоставление постоянно действующих услуг (коммерческих, маркетинговых, сервисных, рекламных и пр.).<BR><BR>"ДП" благодарит: за консультационную поддержку Екатерину Михайлову, директора по связям с общественностью кафедры выставочного бизнеса МБИ.