Скажи "нет" начальнику, и тебе воздастся

Попытка противопоставлять свое мнение видению топ-менеджера или собственника оказывается дороже или себе, или ему.

<BR><BR>Попытка противопоставлять свое мнение видению топ-менеджера или собственника оказывается дороже или себе, или ему.<BR><BR>Иерархическая лестница, с одной стороны, сужает взгляд тех, кто находится ниже, но, с другой стороны, он, что называется, ближе к предмету. Правда, в разных компаниях на это смотрят по-разному. Некоторые компании видят свое развитие в "борьбе противоположностей", некоторые -- в следовании генеральной линии.<BR><BR><B>Каждому свое</B><BR>Например, в компании "ЭКО Феникс Холдинг", по словам директора по рекламе и связям с общественностью Ольги Богачевой, система построена таким образом, что все руководители направления самостоятельно планируют и развивают свои проекты. "Высшее руководство считает это нормальным ведением бизнеса, -- говорит Ольга Богачева. -- Конечно, изначально, когда складывалась компания, в нее приходили люди, сходные по духу с собственником, но по мере ее роста влияние менеджеров на вопросы, связанные с их направлением, увеличивалось. У нас не задерживаются люди, которые ждут указаний высшего руководства. Пару лет назад мы "выписали" из Москвы квалифицированного менеджера, но он не выдержал испытательного срока, не найдя себе применения в такой системе". Как утверждает Ольга Богачева, руководство компании ожидает, что подчиненные будут отстаивать свою точку зрения. Конечно же при этом по умолчанию ожидается высокий уровень управления и понимание экономических последствий своих предложений для всей компании.<BR>"Для развития бизнеса хорошо, если удается оптимальным образом сочетать авторитарность собственников и умение наемных руководителей отстаивать свою точку зрения, -- считает генеральный директор компании Людмила Журавлева. -- Безропотное подчинение, равно как и чрезмерное упрямство, мешает делу. Безусловно, доказывая свою правоту, нижестоящий менеджер должен быть сам твердо в ней убежден и иметь серьезные аргументы".<BR><BR><B>Переходящая точка зрения</B><BR>По опыту Александра Кашина, председателя совета директоров и собственника холдинговой компании "Эго-холдинг", "инакомыслие" наемных менеджеров чаще приводит к отрицательным результатам. "В этом отношении я могу привести гораздо больше негативных примеров, чем позитивных", -- утверждает он. Одна из ярких ситуаций была связана с кризисным 1998 годом, когда собственники предполагали перевести портфель ценных бумаг или в деньги, или в акции иностранных компаний. Менеджер, управляющий этим портфелем, настаивал на том, чтобы перевести портфель акций в акции российских компаний второго эшелона. "Я не сомневался в своей позиции, но принял предложение менеджера, поскольку он был ответственный за это направление. В итоге мы потеряли несколько миллионов долларов", -- рассказывает Александр Кашин.<BR>"Я не думаю, что грамотный собственник позволяет усомниться в правильности своих решений, если он принимает участие в управлении компании и компетентен в бизнесе, -- продолжает Александр Кашин. -- Например, если в производстве военной техники и заготовке леса я больше прислушиваюсь к мнению менеджеров, то в финансах полагаюсь на собственное решение. Но, если все-таки менеджер настаивает на своем мнении, он должен нести ответственность за последствия. В таких случаях я предпочитаю фиксировать это на бумаге. Но, если говорить о профессиональных менеджерах, их мнение обычно совпадают с моим, а те, кто сомневается в своей компетенции, просто следуют моему решению".<BR><BR><B>Переговорный пункт</B><BR>По мнению Евгения Креславского, директора Института "Новые возможности", наличие разных точек зрения является продуктивным в поиске лучшего решения.<BR>Тогда же, когда позиции сторон непримиримы, руководителям и подчиненным следует исследовать, что является предметом конфликта, за что идет борьба -- за метод решения, власть или собственно искомый результат. В переговорах, которые необходимы в этом случае, важно, чтобы обе стороны научились четко видеть, чего они хотят достичь, какой должен быть конкретный результат.<BR>"Не секрет, что при обсуждении стороны склонны защищать свой прошлый опыт, знакомый подход или опасаются потери влияния, -- считает Евгений Креславский. -- Сопротивление при обсуждении -- это опора, которая позволяет руководителю понять порой неожиданные оттенки задачи или ситуации, не позволяя упасть, ориентируясь только на одну точку зрения. Решение может быть любым -- главное, чтобы руководитель осознавал, почему принято именно это решение".<BR>По мнению Евгения Креславского, нельзя не учитывать, что некоторые решения нуждаются в том, чтобы быть принятыми большей частью людей. Особенно это касается ключевых вопросов жизнедеятельности организации -- видения ее будущего, стратегии, философии, ценностей. Включение в процесс принятия решений позволяет руководителю быть уверенным, что они будут исполнены.