00:0014 февраля 200300:00
13просмотров
00:0014 февраля 2003
Питерские артисты помнят этого драматурга совсем молодым парнишкой. Он приезжал с Байкала читать свои пьесы, но никто всерьез не принимал провинциала, не собирался ни печатать, ни ставить. У него не было даже денег на гостиницу, потому ночевал будущий кла
<BR><BR>Питерские артисты помнят этого драматурга совсем молодым парнишкой. Он приезжал с Байкала читать свои пьесы, но никто всерьез не принимал провинциала, не собирался ни печатать, ни ставить. У него не было даже денег на гостиницу, потому ночевал будущий классик на одном из диванчиков Дома актера. Теперь на доме 86 по Невскому проспекту впору водружать мемориальную доску: "Здесь жил и работал Александр Вампилов".<BR>А через несколько лет плотину прорвало: "Провинциальные анекдоты", "Утиную охоту", "Прошлым летом в Чулимске" стали наперебой ставить не только на родине драматурга, в Иркутске, но и в главных театрах страны -- от Большого драматического до "Современника" и МХАТа. Закончился вампиловский "бум" столь же резко, как и начался. Появились новые кумиры. Хотя, по мнению многих знатоков, загадка Вампилова так и осталась до конца не разгаданной. Может быть, лучше иных драматурга понял Олег Даль, сыгравший роль Зилова в фильме "Отпуск в сентябре" (недаром фильм долго не выпускали на телеэкраны как идеологически невыдержанный).<BR>В нынешнем сезоне процесс пошел вспять: в репертуаре, как по мановению волшебной палочки, вновь появились пьесы Александра Володина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой. В этом "ретро" есть и плюсы, и минусы. Слишком много примет застойного советского времени они содержат. Что-то подлежит расшифровке, что-то легче выбросить, чем объяснить. Если же оставить все, как есть, то сюжет будет понятен в лучшем случае зрителям старшего поколения.<BR>Однако к пьесам этим тянутся, как ни странно, прежде всего молодые люди. Скажем, на Малой сцене Театра Ленсовета вампиловского "Старшего сына" играют ученики Владислава Пази, заканчивающие в этом году Академию театрального искусства.<BR><BR><B>Взрослые дети</B><BR><B>молодого человека</B><BR>Лет 20 назад у Анатолия Васильева был такой знаменитый спектакль -- "Взрослая дочь молодого человека". Главный герой, которого играл Альберт Филозов, упрямо не хотел взрослеть, так и оставшись для друзей и близких "вечным студентом", стилягой, фанатиком джаза. В "Старшем сыне" главный герой (в кино его играл, если помните, Евгений Леонов) не только повзрослел, но уже и о старости задумался. Хотя душой явно моложе своих детей. Он романтик, они -- прагматики. Вот, собственно, и весь конфликт поколений. К сегодняшнему дню вполне приложимый.<BR>Видимо, это и вдохновило на постановку молодого режиссера Юрия Бутусова. И тут же создало трудности. Всем участникам спектакля едва за 20. Как "состарить" одного из них, чтобы сгодился на роль отца семейства -- Сарафанова? Однако постановщик, известный оригинальными решениями известных сюжетов, никогда не забывает, что театр -- искусство условное. Одной условностью больше, одной меньше, -- какая разница. Так на возрастную роль был назначен актер, ничуть внешне не отличающийся от остальных.<BR>Играть возраст ему пришлось, абсолютно не прибегая к помощи грима и прочих характерных приспособлений. На Малой сцене, где до публики можно рукой дотянуться, это трудно вдвойне. Но о технологических трудностях зрители даже не догадались. Дмитрию Лысенкову надо было почувствовать себя старшим, влезть в шкуру человека другого поколения, который на мир смотрит иными глазами, чем его взрослеющие и готовые вылететь из гнезда дети.<BR>Большая тяжесть легла и на хрупкие плечи "детей". Они должны были признать в сверстнике "отца" и обеспечить ему надлежащий фон. Как известно, короля играет свита. Так и здесь: многое зависело от младшеньких. Они должны были стать полноценными современниками и для тех, кто сидел в зале. Действие спектакля происходило сегодня и здесь, а вовсе не во времена Вампилова. И дети Сарафанова вовсе не похожи на закомплексованных жителей провинциального предместья 1960-х. Они слушают современную музыку, танцуют сегодняшние танцы, обликом и манерами подчеркивая свою принадлежность к поколению NEXT.<BR>Как ни странно, пьеса Вампилова такому насилию не противилась. Автор уловил в разногласиях отцов и детей нечто неподвластное времени и социальной формации -- конфликт тех, кто пытается сберечь обломки семейного очага, и тех, кто с юношеским максимализмом норовит его доломать.<BR><BR><B>Он играет</B><BR><B>на похоронах и танцах</B><BR>По профессии Сарафанов-старший -- музыкант. Держит себя непризнанным гением, играющим в филармоническом оркестре и сочиняющим симфонию. Дети подтрунивают над отцом. Для них давно не секрет, что из оркестра папу вышибли, что композитор из него никакой. Знают они, что он, как поется в песне у Макаревича, "играет на похоронах и танцах". Но не стыдятся этого. Просто не хотят лишний раз огорчать старика.<BR>Но вот в жизни семьи появляется еще один человек, назвавший себя старшим сыном Сарафанова. Шутка, розыгрыш, безобидная вроде бы мистификация. Как всегда у Вампилова, случай вдруг предъявляет ко всем участникам событий серьезные требования. Выбирать приходится уже, что называется, без дураков.<BR>Но сначала режиссеру предстояло решить, кто он -- самозванец Бусыгин. Шалопай? Циник?<BR>Когда-то Малая сцена Театра Ленсовета открывалась премьерой этой же пьесы. Тогда роль Бусыгина играл актер с безусловно положительным обаянием -- Владимир Матвеев. Сегодня Алексею Торковеру удалось уклониться от однозначности в трактовке роли. В его характере намешано всего понемножку. И когда в финале они с Сарафановым обретают друг друга, понимая, что вряд ли дело в кровном родстве, мы чувствуем, сколь принципиален этот выбор. Каждый человек в какой-то момент своей жизни заходит в тупик. Ему до чертиков надоедает играть одну и ту же мелодию. И надо, чтобы возникла хоть какая-то эфемерная соломинка, за которую стоит ухватиться, чтобы не захлебнуться в рутине и не стать обузой для близких людей.<BR>Сарафанову повезло. Он преодолел "кризис среднего возраста". Но старший сын помог и младшим: ребята (такие разные в исполнении Ивана Гарафутдинова, Лауры Лаури, Всеволода Цурило) иначе стали относиться друг к другу и к жизни. Можно предположить, что Юрий Бутусов, выбирая пьесу для постановки, чувствовал себя не только режиссером, но и педагогом. В подтексте его спектакля -- "педагогическая поэма". Этот экзамен ученики выдержали. А впереди -- в начале апреля -- еще одно испытание: участие спектакля в фестивале "Золотая маска".