Мифы идут из глубинки

Специалисты из Перми приехали в Петербург с методом по созданию мифов. К его "чудодейственности" можно было бы отнестись более скептично, если бы метод не поддержали члены Ассоциации психотерапевтов.

<BR><BR>Специалисты из Перми приехали в Петербург с методом по созданию мифов. К его "чудодейственности" можно было бы отнестись более скептично, если бы метод не поддержали члены Ассоциации психотерапевтов.<BR><BR>Ирина Черепанова, доктор филологических наук, -- автор метода "Вербальной мифологизации личности". Около 10 лет назад для его применения была разработана программа "Словодел", дополненная в этом году новыми блоками.<BR>Как утверждает Ирина Черепанова, подобный метод не известен даже за границей. "Наличие мифа предполагает мгновенный отрыв, -- утверждает она. -- При этом метод позволяет побеждать, работая на позитиве, который, как правило, отсутствует в том, что принято называть технологиями -- то есть скандальчиках и прочих неполезных для аудитории акциях".<BR>Проблемой мифотворчества психологи и философы занимаются не менее столетия. Повсеместно прикладывать свои усилия к созданию мифов о людях и брендах в России начали около 10 лет назад -- ни одно предложение консультанта по выборным технологиям или брендингу не обходится без слова "миф". Но, как утверждает Ирина Черепанова, технологии, которая позволяла бы построить миф математически точно, без личностных особенностей, настроения и прочих "помех" его составителя, до сих пор не было. "Миф представляет собой текст, составленный группой людей и протестированный в программе, в которой заложен опыт тысячелетий. В итоге суггестивные возможности мантр, заговоров и прочих текстов (выверявшихся столетиями, прежде чем окончательно оформиться) можно получить за несколько часов".<BR>Надо заметить, что корреспондент "ДП" также принял участие в эксперименте по созданию некоего текста. В результате чего корреспонденту сообщили, что особо ценной для восприятия среднестатистического российского гражданина является сердцевина сообщения и что минорность или мажорность текста и сила его воздействия не зависят от содержания.<BR><BR><B>Язык -- не враг</B><BR>По словам Равиля Назырова, вице-президента Российской психотерапевтической ассоциации, и человек в рамках этого метода рассматривается как текст, транслирующий о себе информацию. "Впереди человека идет информационная волна, о которой носитель может не подозревать, но которая будет предварять отношение к человеку, бренду или просто тексту, -- говорит он. -- Эту волну, которая представляет собой миф, можно измерить, скорректировать. Если же подходить к этому неосознанно, то и представления будут формироваться случайным образом. И, как правило, случайные или спонтанные мифы редко бывают позитивными (люди часто критически относятся к окружающим).<BR>Позитивный смысл, который человек вкладывает в сообщения о себе, часто настолько искажается, что через несколько этапов передачи (от человека к человеку) первоначальную информацию уже просто невозможно узнать. Спонтанные мифы контролировать практически невозможно. И, не зная закономерностей распространения этой информации, любым неосторожным словом человек может испортить впечатление о себе, проиграть переговоры, выборы".<BR>Пример "чудодейственности" метода, который наверняка вызовет скепсис у бывалых рекламистов, связан с перепозиционированием бренда. Ирина Черепанова рассказала о пермском риэлтерском агентстве "Тимур", которое прозябало без заказов: название ассоциировалось с бесплатной помощью "Тимура и его команды". Но потом появились плакаты: черные размазанные буквы на желтом фоне. Плакаты со слоганом "Тимур -- тайно, быстро и выгодно" (в общем-то среднестатистическим), имеющим отношение скорее к Тимуру Тамерлану. После чего количество заказов, по ее словам, увеличилось.