Аукционисты сменили молотки на колотушки

Если в отношении самой древнейшей профессии еще возможны какие-то споры и разночтения, то с самой редкой все абсолютно ясно. Это аукционист. В Петербурге торги ведут всего два человека.

<BR><BR>Если в отношении самой древнейшей профессии еще возможны какие-то споры и разночтения, то с самой редкой все абсолютно ясно. Это аукционист. В Петербурге торги ведут всего два человека.<BR><BR>Несмотря на то что именно аукционисты в чистом виде воплощают мечту любого бизнесмена "продать дорого то, что сам получил дешево", малочисленность популяции представителей данной профессии легко объяснима. "Кристи" и "Сотби" в Северной столице своих мероприятий не проводят, а своих раскрученных антикварных аукционов у берегов Невы пока не появилось. В результате местные аукционисты торгуют не картинами-канделябрами, а шкурами зверей.<BR><BR><B>Мифы</B><BR>Аукционистов, которые занимаются пушниной, не только в России, но и в мире можно пересчитать по пальцам. При том, что более 95% сырой пушнины реализуется именно через аукционы.<BR>В результате аукционист для пушной компании -- это своего рода бренд, значимость которого возрастает с каждым проведенным аукционом. Виктор Чипурной проводит торги уже почти четверть века (кроме того Виктор -- первый заместитель генерального директора ОАО "ВО "Союзпушнина").<BR>Первым делом Виктор развеивает мифы. Во-первых, никакого молотка у него нет и никогда не было. А есть только небольшой деревянный шарик ("так солиднее и удобнее для руки"), который в профессиональной среде именуют колотушкой.<BR>Во-вторых, сами аукционисты этим словом себя не называют. "В словаре Даля человек, который проводит публичные торги, называется аукционистом. Но мы привыкли себя называть аукционаторами. Откуда это слово -- не знаю. Так говорили те, кто меня учил. Пытаемся перестроиться, но то и дело всплывает "аукционатор". Слово вошло в привычку", -- вздыхает Виктор Чипурной. В его лексике есть и другие словечки, присущие только аукционистам. Например, "дропать", то есть идти на понижение, снижать цену. Словечко из английского, которым аукционист на пушном аукционе должен владеть как своим родным.<BR><BR><B>Драная кошка</B><BR>На вопрос, смог ли бы он продать драную кошку, Виктор Чипурной вначале реагирует категорично: "Драными кошками не торгуем. Все-таки мы известная во всем мире фирма". Но потом смягчается: "В принципе, для аукциониста нет большой разницы, что продавать. Бывает, что продаешь товар и думаешь: ничего с него не выручить. Но пробуешь разогреть публику, бросишь в зал пару шуток -- и цена идет вверх".<BR>Работа на аукционе трудная. У аукциониста, словно у бегуна на соревнованиях, на лбу выступает пот, а может и давление подскочить. На торгах аукционисты сменяют друг друга через 1,5-2 часа. А если простуда или горло болит -- считай, что пропал. Но куриные желтки для голосовых связок Чипурной не употребляет. Для бодрости пьет крепкий чаек, иногда с каплей коньяка.<BR><BR><B>Курс молодого бойца</B><BR>Аукционистами не рождаются, ими становятся. "В нашей организации была традиция воспитывать аукционистов из числа руководителей. Со стороны мы не приглашаем. Хотя старожилы рассказывают, что на первые аукционы, которые стали проводить в 1930-е годы, привозили специалистов из Германии. Наши люди тогда боялись осрамиться -- дело новое, опыта нет, поучиться негде. Но постепенно стали подключать к этому делу своих людей. У нас было много необыкновенно талантливых аукционистов. Среди руководителей была даже конкуренция -- каждый хотел проводить аукционы", -- говорит Виктор Чипурной.<BR>Сейчас в "Союзпушнине" два аукциониста и один стажер. Это немного: в лучшие времена у "Союзпушнины" было до шести аукционистов. Сам Виктор Чипурной сразу и не припомнит, в каком году провел свой первый аукцион. "Это было в конце 1970-х, -- говорит он. -- Тогда к этому делу стали привлекать молодежь. Вот я и стал одним из тех, кому предложили попробовать свои возможности. Выйти в зал -- это все равно, что на сцену. Но я быстро освоился, хотя никогда не занимался ни в театральной студии, ни в кружке художественного слова".<BR>Первое, что тогда доверяли продать новичку, -- это рысь.<BR>"На рысь было много покупателей, торги шли очень активно, у аукциониста-стажера были все возможности проявить себя. А начальство со стороны смотрело: растеряется он или нет. Именно на рыси мы и проходили курс молодого бойца", -- вспоминает Чипурной. Удачно справившись с рысью, молодой сотрудник "Союзпушнины" резко пошел в гору.<BR>Но рысь не стала его любимым мехом: "Я ведь сам, как специалист, начинал работу с приемки каракуля. Тогда каракуль занимал целый этаж. Но потом каракуль ушел с нашего рынка. А жаль. Красивый был мех".<BR>Проведение аукциона -- это своего рода "общественная нагрузка". Ведущему не полагаются ни какие-либо дополнительные деньги, ни проценты. В качестве поощрения аукционист может получить премию.<BR><BR><B>Айсберги и стринги</B><BR>Всего в мире существует четыре центра по аукционной продаже пушнины -- в Дании, Финляндии, Северной Америке и России.<BR>"В советское время в нашей стране на аукционах продавали только пушнину и лошадей. Но лошади -- товар штучный, покупателей всего несколько десятков. А вот пушные аукционы -- это всегда крупные мероприятия с несколькими сотнями участников. В лучшие времена торги проходили в течение недели с утра до вечера", -- отстаивает честь мундира Виктор Чипурной.<BR>Впрочем, аукционный торг -- это только видимая часть айсберга.<BR>"Подготовка к этому действу начинается за несколько месяцев. Поставщики товара привозят на склад шкурки, а специалисты аукционной компании сортируют их и разбивают на партии -- лоты. Каждый лот составляется из однородного по качеству товара. Похожие по качественным показателям лоты обычно идут рядом, образуя ряды -- стринги. Осмотр товаров покупателями -- это вторая стадия, которая начинается примерно за неделю до открытия торгов", -- читает ликбез для непосвященных Виктор Чипурной. Что касается самого аукциона, то сейчас он занимает 2-3 дня и скорее напоминает спектакль одного актера, нежели сугубо деловой процесс.<BR><BR><B>Опасности</B><BR>Стук колотушки -- это сотни и тысячи долларов. Ответственность большая. Если ведущий зазевался -- пропустил $5. Кажется, пустяк, а сумма-то набегает огромная. На последнем аукционе Чипурной сотоварищи "настучали" на $10 млн.<BR>Аукцион -- это постоянная борьба. Самое страшное -- когда плохой спрос. Тогда покупатели тянут вниз, каждый норовит понизить цену. Аукционисту приходится бороться за каждый доллар. "Если, наоборот, хороший рынок -- то проблем тоже хватает. Все хотят купить один лот, а ты должен честно определить, кто был последним, -- говорит Виктор Чипурной. -- А представляете: три руки вскинулись сразу! За ведущим последнее решение. Если начинаются споры -- то надо мгновенно реагировать, пресекать возражения, пустить в зал шутку. Самое опасное -- это когда аукцион превращается в базар и начинается хаос. Аукционист должен навести порядок. Бывают случаи, когда какой-либо аукционист раздражает публику -- слишком медлительный, запинается или ошибается. Это тоже недопустимо".<BR><BR><B>Японский профи</B><BR>Сами покупатели -- конкуренты между собой. Они не хотят открывать, кто конкретно купил тот или иной товар. Покупатели подают знаки поднятием руки или карандаша, кивком головы о своем согласии купить товар.<BR>"Аукционист, который долго работает, знает привычки клиентов, их мимические знаки, -- объясняет Чипурной. -- Несведущий человек и не поймет, кто купил товар. Правда, иногда приходится переспрашивать, "выдаешь" клиента. Как правило, аукционист редко ошибается, возвратов мало. Правда, бывает, покупатель говорит, что не покупал данный лот. Но это чаще не ошибки аукциониста. Просто клиент подсчитал и решил не брать товар, вот и списывает свою ошибку на ведущего".<BR>Курьезный случай на петербургском аукционе был связан с покупателем из Японии. "Он приехал к нам в первый раз, у него было задание от начальства купить лот, состоявший из 10 шкурок совхозного соболя. Для изделия этого количества мало, но шкурки были отличного качества и могли использоваться для рекламы. Видимо, японский представитель чего-то не понял. А на аукционе сидят "акулы", они его подначивали. Если этот товар при начальной цене то ли $50, то ли $70 можно было продать максимум за $300-400, то на этом аукционе цену загнали до $8 тысяч. Зал стоял на ушах. Ничего подобного в истории наших аукционов больше не было. Больше этот представитель к нам не приезжал: говорят, его сняли с работы".