Кольцевая автодорога начинает жизнь "с чистого листа"

Впервые в Петербурге у самого масштабного строительного проекта со времен распада СССР -- возведения кольцевой дороги вокруг города -- найден крупный иностранный инвестор.

<BR><BR>Впервые в Петербурге у самого масштабного строительного проекта со времен распада СССР -- возведения кольцевой дороги вокруг города -- найден крупный иностранный инвестор.<BR><BR>Европейский банк реконструкции и развития дал согласие выделить средства на строительство дороги, которые, как предполагается, пойдут двумя траншами. Первая сумма в $135 млн уже выделена, однако после проведенного первого тендера, который состоялся 26 декабря 2002 года, в результате торгов эта сумма может уменьшиться.<BR>Решение о выделении второго транша в размере $290 млн будет приниматься в июле 2003 года. Эти деньги пойдут уже из тех обещанных Президентом РФ $600 млн, которые будут поделены между дамбой и КАД. Их соотношение пока не определено. При этом банк оставил за собой право жесткого контроля за выбором подрядчиков и расходованием средств.<BR>Схема финансирования проекта еще не определена. Однако известно, что оплата выполненных работ из заемных средств подрядчикам будет осуществляться по факту после выставления счета. В рамках займа предусмотрен ежегодный аудит, результаты которого направляются в ЕБРР.<BR>Выделенные банком средства выдаются на 15 лет, из них первые 3 года будут льготными. Проценты браться не будут. По окончании этого срока процентная ставка будет равняться LIBOR+1%. Резервы для погашения кредитов будет изыскивать Минфин.<BR>Банк выбрал наиболее сложный участок КАД №ПК 512-ПК 568, который поделен на три лота. Первый тендер на участок от пересечения КАД с федеральной трассой "Россия" до железнодорожной станции Обухово, который готовила Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса России ("Росавтодор"), уже проведен.<BR>В предквалификации участвовали 17 компаний/консорциумов (из них семь российских и 10 иностранных/совместных), из них в конкурсе -- 14 (пять российских и 9 совместных). Конверты в "Росавтодоре" уже вскрыты, и его результаты отправлены на одобрение банка.<BR>После этого будет выдан первый транш первого транспортного кредита ЕБРР объемом $135 млн из $229 млн, выделяемых Банком России на строительство дорог (остальная часть пойдет на строительство участка трассы Чита -- Хабаровск).<BR>Последнее слово перед объявлением подрядчиков -- за экспертом ЕБРР Джоном Снеллом. Он только что побывал в Петербурге и получил сведения об инженерном проекте строительства КАД и о возможном изменении экологической обстановки после постройки ее восточного полукольца. После анализа полученных сведений эксперт передаст свое заключение в ЕБРР. В банке вслед за этим пройдет окончательная экспертиза проекта строительства КАД.<BR>Руководство заказчика строительства КАД утверждает, что почти все вопросы с крупными собственниками земли, по которой пройдет трасса, решены. Это территории АО "Бугры", хозяйств "Ручьи", "Выборжец", "Приневское", "Опытный лесосовхоз".<BR>Сумма затрат на компенсации обозначена, но она не называется до определения источника финансирования. Из них будут возмещаться потери, убытки и упущенная выгода от прекращения сельхозпроизводства.<BR>В среднем хозяйствам уже выплачено по 300-400 тысяч рублей за 1 га (см. "ДП" №80/01). К примеру, совхоз "Бугры" получил 20 млн рублей. Эти деньги используют целевым образом на освоение и окультуривание новых земель.<BR>Что касается территорий городской застройки, то здесь выкуп земли и строений также начнется, когда поступят на это средства. Дорога пройдет по трем заселенным районам: Обухово, Ржевка и Мурино.<BR>Сейчас проведена правовая и натурная инвентаризация объектов, попадающих в зону землеотвода трассы. ГУИОН производит оценку изымаемого имущества и заключает с собственниками соглашения о компенсации.<BR>Генеральным проектировщиком восточного полукольца является ЗАО "Петербург-Дорсервис", оно же выполняет работы на отдельных участках. Кроме него в проектировании участвуют еще три организации.<BR>Согласно утвержденному инженерному проекту, первая стадия строительства должна быть завершена к 2005 году. Раньше всех будет закончен 3-километровый отрезок между проспектами Культуры и Энгельса -- к июню 2003 года. На очереди -- мост через Неву и первый участок КАД от трассы "Россия" до Обухово.<BR>Очистка от взрывоопасных предметов территории, по которой пройдет дорога, завершена. Трасса освобождена от плодородных земель, и на ней проводятся инженерные изыскания.<BR><BR><B>КОММЕНТАРИЙ</B><BR><BR><B>Егор Тратников, директор ГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода</B><BR>г. Санкт-Петербург":<BR><BR>"Президент России четко дал понять, что строительство КАД -- это федеральная задача, которая требует жесткого контроля со стороны всех министерств и ведомств. Меня лично радует то, что появилась жесткая принципиальная позиция -- проект должен быть завершен и для его реализации должны быть изысканы средства в федеральном бюджете и в других источниках. И мы видим, что в федеральном бюджете 2003 года на строительство КАД отдельной строкой выделено 6 млрд рублей для производства дальнейших работ.<BR>Проведены торги, определен технический консультант, практически все решено. Сегодня идет активная работа по решению вопроса получения второго транша займа ЕБРР в размерах $290 млн, и на 1 июля 2003 года мы рассчитываем подписать соглашение о выделении этих средств.<BR>К этому времени мы проведем торги вместе с банком. И уже сегодня начинаем проговаривать вопросы получения третьего транша в конце 2003 года.<BR>Нам не нужна политика. Мы в нее не играем. Приветствуем, что контроль осуществляется со всех сторон. Нас проверяли многие -- Счетная палата, Контрольное управление Президента РФ, финансовое управление Минфина, работает специальная группа Минтранса. Это только дает пользу. Появляется открытость, понимание того, куда уходят деньги.<BR>Результат виден: за 2 года построены и сданы в эксплуатацию 30 км дорог. Они функционируют. Теперь эту часть дороги надо загрузить, придать ей транспортное значение".<BR><BR><B>Восточное полукольцо КАД</B><BR>Протяженность восточного полукольца КАД от Приморского шоссе до автомагистрали "Россия" -- 66 км. Объем требуемых средств в соответствии с инженерным проектом -- 45 млрд рублей. Эта цифра утверждена Минтрансом и прошла экспертизу Госстроя.<BR>В 2003 году из федерального бюджета на строительство дороги будет выделено 6 млрд рублей, а из средств займа ЕБРР в этом же году должно поступить ориентировочно 2,5 млрд рублей. Городские деньги в строительстве не участвуют. Сейчас на КАД задействовано 10 подрядных организаций. С момента начала строительства дороги к 1 января 2003 года израсходовано 10 млрд 960 млн рублей.<BR><BR><B>Участки КАД, выбранные</B><BR><B>Европейским банком реконструкции и развития</B><BR> <BR>vУчасток протяженностью 5,6 км первого лота участка №1 от Шушар до Обухово.<BR>v Участок протяженностью 5 км третьего лота участка №2.<BR>v Участок протяженностью чуть более 2 км пятого лота между Рябовским шоссе и Шафировским пр., включая мост через Охту.<BR><BR><B>КОММЕНТАРИЙ</B><BR><BR>Дмитрий Кузнецов, сотрудник группы "Росавтодора" по реализации займа ЕБРР, отвечает за строительство петербургского компонента. Работает в Минтрансе, официальная должность -- начальник отдела управления инноваций технического нормирования:<BR><BR>"При подготовке проекта руководителями "Росавтодора" в целях более эффективного использования средств было принято решение не нанимать людей со стороны и не платить им деньги из средств займа, а создать рабочую группу из сотрудников министерства, что и было сделано. Результатом этого решения стало то, что на нестроительные цели от займа отвлекается около 1,5%, в отличие от традиционной схемы, когда на консультационное сопровождение уходит до 10% средств.<BR>Естественно, мы не можем обойтись без консультантов вообще, и нами нанят генеральный консультант по займу ЕБРР -- московская компания ЗАО "Генинжконсалт" и консультант по технадзору -- российско-финский консорциум из ЗАО "Институтстройпроект" и финской фирмы "Местра".<BR>В начале февраля будут объявлены результаты конкурса, определены победители, с которыми будут подписаны государственные контракты.<BR>Это никоим образом не задерживает работы по продолжению строительства кольцевой дороги. Работы ведутся на всех участках силами российских подрядчиков и федерального бюджета. То есть на момент вступления займа в силу и заключения контрактов с подрядчиками -- победителями конкурса старыми подрядчиками работы будут остановлены. На их место придут новые, которые за деньги Европейского банка реконструкции и развития и будут завершать строительство".<BR>