00:0017 января 200300:00
7просмотров
00:0017 января 2003
Практически все новые здания, строящиеся в центре города, по-новому организуют прилежащее к ним городское пространство. С бытовой точки зрения если территория благоустраивается -- заново мостятся тротуары, появляются урны, а иногда даже и скамейки, то это
<BR><BR>Практически все новые здания, строящиеся в центре города, по-новому организуют прилежащее к ним городское пространство. С бытовой точки зрения если территория благоустраивается -- заново мостятся тротуары, появляются урны, а иногда даже и скамейки, то это безусловный плюс. С точки зрения архитектуры и формирования городской среды ситуация представляется совсем неоднозначной.<BR>Появление новых сооружений, вспомогательных строений, малых архитектурных форм, подчиненных главному, помогают новым зданиям лучше вписаться в окружающую среду. Все это вполне в духе петербургской архитектуры, для которой ансамблевая застройка естественна и традиционна. Однако в большинстве случаев ни масштабы, ни качество нового строительства, ни архитектурное решение просто не позволяют говорить об архитектурных ансамблях. Напрашивается более сдержанное слово "комплекс". Причем часто комплексность здесь сродни комплексному обеду -- бизнес-центр на первое, сквер -- на второе, фонтан -- на десерт.<BR><BR><B>Старое и новое</B><BR>Хорошей иллюстрацией к проблемам новых архитектурных комплексов может послужить и Финский переулок, где близятся к концу работы по строительству нового здания, двух павильонов и созданию пешеходной зоны. Центром комплекса является здание, построенное в створе Финского переулка и выходящее на площадь Ленина. Оно находится в старой части площади, сформировавшейся перед западным фасадом Финляндского вокзала (который был тогда главным) еще в конце XIX века. Центральный ризалит старого вокзала был сохранен и включен в новое здание не столько из почтения к истории архитектуры, сколько в память знаменитого ленинского приезда. Наиболее примечательными постройками в этой части площади стали жилой дом служащих Финляндской железной дороги, прекрасный образец стиля модерн (1907-1908 гг., архитекторы Миритц и Герасимов), и построенный уже в 50-е годы XX века большой жилой дом с магазином на первом этаже (архитекторы Барутчев, Рубанчик и Иоффе), который в последние годы оброс "подлеском" из торговых павильонов. Новая парадная часть площади, выходящая к Неве, была создана перед новым зданием вокзала на месте служебных построек в 50-е годы прошлого века. Сюда был перенесен и памятник Ленину на броневике, поставленный перед старым зданием вокзала еще в 1927 году. Таким образом, старая часть площади почти освободилась от революционного идейного содержания и приобрела свой теперешний вид.<BR>И вот композиция площади обогатилась новым элементом. Новое здание, в котором, вероятнее всего, разместится какое-нибудь торговое предприятие, перегородило переулок, что как-то не характерно для Петербурга, города открытых уличных перспектив. Масштаб его также не соответствует масштабу окружающих домов, из-за чего здание производит впечатление несколько гипертрофированного киоска. Кроме того, благодаря своему расположению, объемно-пространственной композиции и декору строение вызывает и легкие церковные ассоциации, в данном случае вряд ли уместные.<BR><BR><B>Маски и реальность</B><BR>Основной объем здания -- двухэтажный цилиндрический, увенчанный небольшим полусферическим световым фонарем, -- обращен к площади. Со стороны переулка к нему примыкают два прямоугольных обьема, также двухэтажный и небольшой одноэтажный. Фасады, облицованные плиткой, завершены массивным карнизом, который выполнен из согнутого листового материала по каркасу. Так же сделаны и "колонны" (напоминающие скорее водосточные трубы), расчленяющие фасад.<BR>К сожалению, этот экономичный прием не нашел достойного воплощения, и декор уже сейчас заметно пузырится. Фасады здания обильно, но монотонно прорезаны прямоугольными окнами с переплетами стандартного рисунка. Здесь проявляется одна из характерных проблем современной петербургской архитектуры -- несоответствие экономического и художественного решений. Любая экономия сразу же бросается в глаза. Малобюджетность не маскируется, а подчеркивается художественными средствами.<BR>Все же на площади здание ведет себя довольно скромно, но, если взглянуть на него со стороны улицы Лебедева, оно просто царит в перспективе Финского переулка. Причем делает это, повернувшись к нему "спиной", что не совсем прилично. При этом некоторые дома в переулке, неприметные во времена, когда здесь было трамвайное кольцо и троллейбусная остановка, сейчас, в свежеотремонтированном виде, выглядят значительно интереснее своего нового соседа. Неприятным пятном смотрится только фасад дома быта советской постройки, который почему-то выпал из общей реконструкции. Это еще одна проблема архитектурных комплексов -- в силу каких-то, надо полагать, весомых причин остается один неорганизованный элемент, который разрушает всю гармонию.<BR>В заключение стоит сказать о двух павильонах, которые будут располагаться в переулке со стороны улицы Лебедева. Их металлические каркасы уже собраны, и очевидно, что это будет довольно скромный вариант -- без архитектурных излишеств. Вообще, кажется, что сооружение подобного типа имеет в современной городской архитектуре несколько преувеличенное значение. Многочисленность таких торговых точек, по-видимому, экономически оправдана, но все же ларек -- это только ларек, и стоит ли выносить его на самую середину улицы? (Д.Д.)