Речные перевозки ожидают квот

Предъюбилейное увеличение объемов пассажирских перевозок по рекам и каналам Петербурга заставило городских чиновников приступить к разработке регламента этого вида деятельности. Не исключено, что вскоре разрешения на проход катеров и теплоходов по акватор

<BR><BR>Предъюбилейное увеличение объемов пассажирских перевозок по рекам и каналам Петербурга заставило городских чиновников приступить к разработке регламента этого вида деятельности. Не исключено, что вскоре разрешения на проход катеров и теплоходов по акватории города будут предоставляться исключительно на основе установленных квот.<BR><BR>Предпринимателей перспектива такого нововведения не радует -- они опасаются, что бизнес будет поставлен в сложную ситуацию.<BR><BR><B>По образу маршруток</B><BR>Решение об усилении контроля за водным транспортом было утверждено администрацией города в декабре 2002 года Распоряжением №2463-ра. Этот же документ предписывал создать Межведомственную комиссию по подготовке предложений по совершенствованию обслуживания населения и гостей Петербурга водными видами транспорта.<BR>Как сообщил начальник отдела внешнего транспорта и транзита Комитета по транспорту администрации Петербурга Юрий Романов, основная задача комиссии -- создать нормативную базу для обеспечения безопасности движения на реках и каналах Петербурга. Для этого, по его словам, придется регламентировать движение судов по Неве и другим водным артериям Петербурга. Одно из предложений комиссии сводится к тому, чтобы создать постоянно действующую структуру для разрешения всех возникающих спорных вопросов. "Я думаю, что мы придем к тому, что будут проводиться конкурсы и выдаваться квоты на право движения по рекам и каналам города. Ежегодно количество судов, бороздящих невские просторы, увеличивается. Пока критических перегрузок нет, но они рано или поздно возникнут, так как рынок беспредельно насыщаться не может", -- считает Юрий Романов.<BR>Как сообщили в Комитете по транспорту администрации Санкт-Петербурга, система квотирования водного транспорта будет напоминать систему распределения прав на работу в сфере перевозок населения маршрутными видами транспорта.<BR>Людмила Кругова, менеджер туристической компании "Норд-союз", специализирующейся на водных экскурсиях, так прокомментировала решение чиновников: "Пока мы не обременены получением каких-либо разрешений на перевозку пассажиров. Если же будут введены квоты, это значительно затруднит наш бизнес. У нас четыре теплохода ходят по Неве, каждый из которых ежедневно совершает шесть-восемь рейсов, согласовывать их будет довольно сложно, тем более что наша работа должна быть оперативной -- иногда группы формируются за полчаса".<BR><BR><B>Все под контроль</B><BR>Помимо квотирования водного транспорта планируется создать единую диспетчерскую службу на базе Пассажирского порта. При Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга создана комиссия, которая будет заниматься приемом причалов ("ДП" подробно писал об этом во вчерашнем номере). Специальная структура в составе комитета будет заниматься открытием и закрытием навигации, регламентацией движения судов, а также сможет запретить движение судов в конкретные дни в связи с тем или иным событием. Пока основные функции по контролю за прохождением судов возложены на Северо-Западную судоходную инспекцию. Во время развода мостов приоритет будет оставаться за крупными грузовыми и пассажирскими судами. В эти периоды маломерные суда не имеют права выходить в акваторию.<BR>В перспективе планируется создать специальные АЗС, которые будут обслуживать маломерные суда, которые сегодня заправляется исключительно из канистр, что создает угрозу загрязнения нефтепродуктами акваторий. В прошлом году было много жалоб жителей набережных по поводу того, что двигатели некоторых катеров и моторных лодок работают слишком громко, поэтому будет проверяться и шумность того или иного судна.<BR>Ужесточится контроль за наличием разрешительных документов, договоров на сбор нефтепродуктов, бытового мусора, справки СЭС о том, что судно соответствует санитарным показателям. ГУП "Мостотрест" отвечает за содержание причалов, контроль за соблюдением экологических требований возложен на Невско-Ладожское бассейновое управление.<BR><BR><B>Неучтенные суда</B><BR>По словам начальника государственной инспекции по маломерным судам Петербурга Константина Пашинского, всего по рекам и каналам города летом уходящего года "прогуливалось" около 160 судов, 60% из них -- маломерные, то есть могут перевозить не более 12 пассажиров. Согласно этим данным, количество судов по сравнению с прошлым годом увеличилось приблизительно на 15 единиц, однако участники рынка заявляют, что за счет судов, которые пригоняют со всех направлений (Москва, Ростов, города Поволжья и т.д.), в 2002 году количество единиц флота увеличилось почти вдвое. Чего нельзя сказать о количестве причальных мест в Петербурге. Многим судовладельцам приходится договариваться совместно использовать одну пристань, организовывать диспетчерскую службу. По прогнозам участников рынка, в 2003 году количество судов, бороздящих невские воды, увеличится еще на 30-40%. За год по рекам и каналам Петербурга успевает таким способом прогуляться никак не менее 1 млн человек. Впрочем, по другим городским рекам и каналам путешествует гораздо больше народу -- до 1,5 млн.<BR>Благодаря столь многочисленной аудитории "водоплавающих" емкость местного рынка составляет $3-5 млн. Более точную оценку дать трудно.<BR>