00:0014 января 200300:00
10просмотров
00:0014 января 2003
Ровно 177 лет назад с Петербургом случилась смешная, почти сказочная история. Он уменьшился в 240 раз и уехал в огромных ящиках за границу. Мало того, на этой мистификации попытался заработать некий итальянец Антуан де Росси.
<BR><BR>Ровно 177 лет назад с Петербургом случилась смешная, почти сказочная история. Он уменьшился в 240 раз и уехал в огромных ящиках за границу. Мало того, на этой мистификации попытался заработать некий итальянец Антуан де Росси.<BR><BR>Удалось ли ему это сделать -- тайна, покрытая мраком, как, в общем-то, и многие другие детали, связанные со строительством гигантского макета Петербурга. Тем не менее его пример вдохновляет и поныне: еще один макет центральной части города был построен не так давно, в 2000 году. Причем практически с той же целью, что и почти два века назад.<BR><BR><B>Неизвестный родственник</B><BR>Венецианский дворянин и предприниматель Антуан де Росси приехал в Петербург в начале ХIХ века. Чего ради он это сделал, доподлинно неизвестно: то ли просто в гости, то ли уже с твердым намерением построить макет города и заработать на нем. Есть версия, что Антуан де Росси был связан родственными узами с архитектором Карлом Росси, который в тот момент был членом Комиссии строений и гидравлических работ в Петербурге и состоял на хорошем счету.<BR>Как бы то ни было, Антуан де Росси явился в российскую столицу и в 1824 году предстал перед царем. Он обратился к императору Александру Первому с просьбой о "дозволении строить модель Санкт-Петербурга и о выделении ему на то привилегии на 10 лет". Император согласие дал, но финансировать работы отказался. После чего сеньор Росси, в общем-то, не сильно расстроился: у него были куда более грандиозные планы на макет Петербурга. А раз он становился единственным полноправным его владельцем, то мог распоряжаться им по своему усмотрению. А усмотрение его было самое что ни на есть прибыльное -- по крайней мере, он так думал.<BR><BR><B>Популярные города</B><BR>Надо отметить, что в те времена диорамы, макеты и планы городов были крайне популярны. Планы какой-нибудь европейской столицы собирали толпы народа и неплохо окупались. В 1825 году с большим успехом прошла демонстрация диорамы Лондона. В местечке Фонтебло, бывшей резиденции французских королей, показывали барельефный план Мадрида. А в самом Париже была представлена публике модель кладбища-музея Пер-Лашез. Да и в Петербурге в этот момент повсюду продавались так называемые косморамы, на которых изображали безграничные полярные льды или Ниагарский водопад. Приняв во внимание, что в Европе очень интересуются быстрорастущей столицей России, Антуан де Росси решил, что сможет перевозить макет Петербурга из города в город и везде разворачивать выставку. Итальянец рассчитывал покрыть большие затраты на строительство модели за счет прибыли от его показа в европейских странах.<BR><BR><B>Плано грандиозо</B><BR>Как намеревался иностранец строить модель, говорилось в описании, которое он представил в Министерство внутренних дел и в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий. "По плану, полученному из Главного штаба, составляется большой план, на котором будет построена вся модель, масштаб коей 1/240, то есть аршин (0,71 м) в модели соответствует 240 аршинам в натуре. План разделен на разные части, из коих самая большая не превышает величину двух квадратных аршин, дабы сим облегчить перевозку. Все строения в городе будут сделаны с натуры, как с лицевой стороны улиц, равно и с надворной, с украшениями и колоннами... По совершенном окончании сей работы соединение разных частей составит изображение всей столицы".<BR>Антуан де Росси действительно получил привилегии на 10 лет и приступил к работе. Правда, указ Сената, предоставляющий де Росси право использовать модель в качестве личной собственности и оставляющий за ним право распоряжаться ею на территории России в течение 10 лет, вышел только через 2 года, в 1826 году, когда макет уже был практически готов.
<BR><BR><B>Мелочи жизни</B><BR>Расходы венецианца, по всей вероятности, были немалые. Модель имела размеры 23 на 29 метров. Над ней работали 55 вызванных из Италии и Франции мастеров, а руководили строительством воспитанники Падуанского университета Кавос и Бюжи. Кстати, архитектор Альбер Кавос позже был известен как помощник Карла Росси при строительстве Александринского театра в Петербурге, так что версия о родстве двух Росси может быть небезосновательной.<BR>В качестве основы использовали выпущенный Главным штабом еще в 1821 году план города. Его перенесли на доски и по полученным контурам стали строить сами дома. Фасады домов изготавливались из толстой картонной бумаги с деревянными подпорками, кровли были свинцовыми, барельефы и статуи выполнялись из жести, для окон применялось обыкновенное стекло, русла реки Невы и каналов прокладывались из жести и заполнялись водой. Была выдержана и окраска домов. Любой хозяин мог с первого взгляда узнать свой дом не только по фасаду, но и по особенностям двора. Модель изготавливалась очень быстро, и газеты постоянно сообщали новые подробности о ее строительстве. Готовые элементы демонстрировались еще до полного завершения работ. Модель выставлялась на Большой Морской в доме №20, который принадлежал купцу Козулину. Когда было закончено строительство макета Главного штаба, Миллионной улицы, казармы Павловского полка и ряда других, дом купца Козулина стал уже маловат для показа. Экспозицию перенесли в дом купца Кусовникова, находившийся на углу Невского проспекта и Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова).<BR><BR><B>Досадная история</B><BR>Одними из первых целиком собранную модель увидели члены императорской семьи в одной из больших комнат Зимнего дворца. В газетах промелькнули сведения, что строительно-художественное творение де Росси произвело на членов семьи большое впечатление, но не более того.<BR>Уже в сентябре 1826 года газета "Северная пчела" сообщила, что "превосходно выполненный план- модель Санкт-Петербурга" вывезен из страны, а Антуан де Росси собирается посетить столицы Европы, прежде всего Лондон и Париж. Везли макет в огромных походных шкафах с выдвигающимися ящиками, в которых находились целые районы уменьшенного Петербурга.<BR>Следы уменьшенного Петербурга двухстолетней давности так и затерялись за пределами России. Сегодня мир покоряет совсем другой макет.<BR><BR><B>Уменьшение продолжается</B><BR>В 2000 году по заказу администрации Петербурга ОАО "Ленэкспо" построило свой макет центра города. Город на современной модели предстает в масштабе 1 к 400. И хотя она намного меньше площади макета Росси, экспозицию перевозят тремя фурами.<BR>"Кроме самого макета мы везем световую аппаратуру, несколько других макетов, восковые фигуры. Наш проект -- это целый комплекс", -- рассказывает Игорь Жарков, начальник отдела оформления ОАО "Ленэкспо". Каждый переезд -- это целая история, потому что макет разбирают, а на месте опять складывают, после чего его восстанавливают реставраторы.<BR>Строительство уменьшенного Петербурга оплачивало выставочное объединение, но, по словам Игоря Жаркова, модель перешла в собственность администрации города, и городской бюджет уже частично расплатился за ее производство.<BR>Предназначение современного макета примерно то же, что и у дореволюционного, -- гастроли. В преддверии 300-летия макет уже побывал в Ганновере, Берлине, Лондоне, Москве. К макету приводят важных государственных чиновников и чуть ли не отмечают рядом с ним государственные праздники.<BR>Об окупаемости проекта пока разговоры не идут. На вопрос корреспондента "ДП" о том, предполагается ли хоть сколько-нибудь выручить с проекта, Игорь Жарков смог только предположить: "Нью-Йорк и Голландия заинтересовались нашим макетом, так что, если они заплатят за перевозку, поедем к ним".