00:0013 января 200300:00
12просмотров
00:0013 января 2003
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс, направлены на улучшение экономического климата, но одновременно ставят малое предприятие в неравные конкурентные условия по отношению к крупному бизнесу.
<BR><BR>Изменения, внесенные в Налоговый кодекс, направлены на улучшение экономического климата, но одновременно ставят малое предприятие в неравные конкурентные условия по отношению к крупному бизнесу.<BR><BR>Так считает президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Сергей Борисов. Об этих и других протеворечиях, с которыми сталкивается в России малый предприниматель, Сергей Борисов рассуждал в интервью "ДП".<BR><BR>-- Как в "ОПОРЕ РОССИИ" оценивают принятые Думой главы Налогового кодекса "Упрощенная система налогообложения" и "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности"?<BR>-- Мы понимаем, что изменения, внесенные в Налоговый кодекс, направлены на улучшение экономического климата, на создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Специальные налоговые режимы чрезвычайно актуальны для малого бизнеса, так как создают льготные условия налогообложения. Вместе с тем, по оценкам самих предпринимателей, отдельные положения НК могут иметь негативные последствия для предпринимательства. Вот один из примеров. Организация или микропредприниматель, перешедшие на одну из льготных систем налогообложения, освобождаются от уплаты ряда налогов, в том числе НДС. Но в этом случае при отпуске товаров юридическим лицам и предпринимателям они не могут выдать своим покупателям документы, позволяющие произвести вычеты по данному налогу. Это противоречие ставит малое предприятие в неравные конкурентные условия по отношению к крупному бизнесу.<BR>Другая проблема. УСН предоставляет предпринимателю право выбора объекта налогообложения -- это могут быть доходы (налоговая ставка устанавливается в размере 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка 15%). Однако глава 26.2 НК РФ не предусматривает отнесение стоимости покупных товаров для торговых организаций на расходы при определении объекта налогообложения. Таким образом, декларируемая возможность выбора для торговых организаций теряет всякий смысл.<BR>Также достаточно спорными нам представляются критерии, устанавливающие ограничения годового оборота малого предприятия на отметке 15 млн рублей. Это еще один повод для дискуссий. Впрочем, точка зрения предпринимателей все-таки была принята во внимание депутатами. 20 декабря законопроект, вносящий технические поправки в Налоговый кодекс, был одобрен Госдумой во втором чтении.<BR><BR>-- Что, по вашему мнению, в реальности необходимо для развития малого и среднего бизнеса?<BR>-- Очень многие берутся сегодня рассуждать о судьбе малого предпринимательства -- политики, экономисты, журналисты. Иной раз в этом хоре голос самого предпринимателя звучит слабо. Народная мудрость гласит -- один в поле не воин. Посмотрите, что получается -- в нашей стране консолидировано не более 5% предпринимателей. По сравнению со всем цивилизованным миром эта цифра ничтожно мала. А ведь только индивидуальных предпринимателей в России около 20 миллионов человек! К сожалению, почти все они, за редким исключением, занимаются разрешением возникающих трудностей самостоятельно. Отсюда порочная практика наполнения двух бюджетов -- государственного и коррупционного. Все это, вкупе с растущими административными барьерами и несовершенным законодательством, является камнем преткновения на пути развития малого и среднего предпринимательства.<BR>В "ОПОРУ" предприниматели объединились именно для того, чтобы их позиция была представлена на федеральном уровне, учтена при разработке законодательных актов, напрямую касающихся предпринимательской деятельности, да и экономики в целом.<BR><BR>-- Но прислушиваются ли законодательная и исполнительная власти к рекомендациям предпринимателей?<BR>-- В декабре 2001 года представителей "ОПОРЫ" принимал в Кремле Президент. После нашей встречи состоялось памятное многим заседание Госсовета по вопросам поддержки малого предпринимательства. По прошествии года, можно пока говорить лишь о том, что тема стала модной. Реальная же практика показывает рост надзирающих над малым бизнесом чиновничьих органов -- по данным московского правительства, с 41 до 63. До сих пор не принят федеральный закон "О саморегулируемых организациях". Необходимо законодательное разрешение проблемы административных барьеров, внесение серьезных поправок в Законы "О милиции", "О прокуратуре" и т.д. Обо всем этом я говорил Президенту уже в декабре этого года, на встрече Владимира Путина с членами комиссии по правам человека, в которой я -- единственный представитель предпринимательского сообщества России. У меня нет сомнений в том, что Президент понимает ту уникальную роль, которая отводится малому и среднему предпринимательству во всем мире. Предприниматели -- наиболее активная часть гражданского общества. На Западе это аксиома, мы же только начинаем осознавать этот непреложный факт. А потому доля малого бизнеса в ВВП не превышает 12%, в отличие от экономически развитых стран, где эта цифра составляет не менее 50%.<BR><BR>-- Петербург и Северо-Запад в этом отношении чем-то отличаются от России в целом?<BR>-- Что касается развития малого предпринимательства, общая картина по Северо-Западному региону, к сожалению, не лучше, чем по всей России. И в этом есть "заслуга" в том числе и Законодательного собрания Петербурга, которое до сих пор не приняло льготную систему налогообложения. В результате предприниматели региона с 1 января 2003 года вынуждены перейти на общую систему налогообложения.<BR>Но мы работаем в Петербурге очень активно. Руководитель регионального отделения Олег Ашихмин является заместителем руководителя общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при правительстве Петербурга. При участии "ОПОРЫ" при Законодательном собрании города создается рабочий орган, который будет работать над изменением нормативной базы предпринимательской деятельности. В марте 2003 года в Петербурге состоится общегородской форум предпринимателей, который, насколько я знаю, будет организован в неожиданном, интересном формате. Сначала пройдут круглые столы по профессиональным направлениям, а завершит программу собственно бизнес-форум. В оргкомитет форума вошли помимо Владимира Яковлева вице-губернатор Сергей Ветлугин, руководитель местного территориального отделения МАП, а также руководитель местного отделения "ОПОРЫ РОССИИ".<BR><BR>-- Как в целом "ОПОРОЙ" оценивается курс Правительства по развитию предпринимательства в России?<BR>-- Не так давно Михаил Касьянов озвучил данные, свидетельствующие о росте занятости в государственном секторе экономики России. В то же самое время количество малых и средних предприятий не растет с 1994 года, замерев на отметке 850 тысяч. Возникает резонный вопрос -- как эта ситуация согласуется с планами построения в России рыночной экономики. Альтернатива разбуханию штатов государственных предприятий только одна -- развитие малого бизнеса. На настоящий момент в стране очень велика доля сырьевых предприятий, чьи штаты раздуты только потому, что пока сохраняется хорошая ценовая конъюнктура на нефть. Тем не менее уже сегодня необходимо задумываться о будущем. Сейчас ОПЕК поддерживает достаточно высокие цены на нефть, но вряд ли будет делать это постоянно. И тогда все наши крупные компании, и нефтяные, и газовые, и сталелитейные и т.д. будут вынуждены в массовом порядке сокращать персонал. Куда идти миллионам ставших ненужными специалистов? В развитых странах большинство из них принял бы малый и средний бизнес. На Западе крупные компании ежегодно создают не более 5-6% новых рабочих мест, а остальные приходятся на долю малого и среднего бизнеса. Мы к этой "беде" сегодня абсолютно не готовы, именно в силу того, что не созданы условия для развития малого и среднего предпринимательства.<BR><BR>-- Что Вы можете сказать по поводу идей Правительства по дебюрократизации экономики и защите бизнеса от произвола чиновников?<BR>-- Пока, к сожалению, мы не видим четкой программы дебюрократизации. Никто не сомневается в том, что высшее руководство страны действительно озабочено этой проблемой. Однако те изменения, которые благие намерения руководства претерпевают на тернистом пути в нижестоящие инстанции, сводят на нет усилия и Президента, и Правительства. В то же время абсолютно ясно, что указами, распоряжениями и даже законами бюрократию и коррупцию не победить. Практика моих личных отношений с чиновниками убедила меня в том, что не более 40% чиновничьего аппарата -- это люди, которым действительно небезразлична судьба России, ее будущее, и которых с полным на то основанием можно было бы назвать государственными служащими, а от остальных необходимо избавляться. Механизмы дебюрократизации могут быть разными. Но непреложно одно -- материальное благосостояние чиновника, его официальные заработки должны напрямую зависеть от результатов его труда и в этом случае превышать его коррупционные возможности. Другая идея уже в начальной стадии реализации. Я говорю о Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей, которые будут создаваться при региональных отделениях "ОПОРЫ". Это предложение нашло поддержку у комиссии по правам человека при Президенте РФ и у самого Владимира Путина.<BR><BR>-- Каков прогноз по дальнейшему снижению налогового бремени?<BR>-- На форуме "ОПОРЫ", который недавно состоялся в Москве, среди многих озвученных предпринимателями из 78 регионов нашей страны предложений прозвучало, в частности, и такое -- о снижении общего уровня налоговой нагрузки до 25%, то есть до реального уровня сбора налогов в экономически развитых странах. Но это, повторюсь, точка зрения бизнесменов. Дело за практической реализацией.<BR>