Участники фондового рынка утирают пот со лба

Новые стандарты квартальной отчетности ФКЦБ, как всякое нововведение, потребовали от участников рынка дополнительных затрат времени и нервов. Как считают опрошенные "ДП" специалисты, регулирующий орган мог, если бы захотел, существенно снизить эти затраты

<BR><BR>Новые стандарты квартальной отчетности ФКЦБ, как всякое нововведение, потребовали от участников рынка дополнительных затрат времени и нервов. Как считают опрошенные "ДП" специалисты, регулирующий орган мог, если бы захотел, существенно снизить эти затраты.<BR>Все из опрошенных "ДП" компаний сдали отчетность в срок, однако это стоило им немалых усилий. Участники рынка отвечали на следующие вопросы:<BR>Какие проблемы возникли у Вас при сдаче отчетности за III квартал?<BR>Кто виноват в этих проблемах?<BR>Что нужно сделать, чтобы подобных ситуаций не возникало впредь?<BR>Какие дополнительные затраты понесла Ваша компания в связи с изменением правил ФКЦБ по подготовке квартальной отчетности?<BR><BR>Людмила Новикова, начальник бэк-офиса ЗАО "Инвестиционная компания "Элтра":<BR>"Проблемы возникли в первую очередь технического характера. В первой версии предложенной программы было допущено много технических ошибок, которые потом исправлялись по ходу заполнения отчетности. Программа неудобна при вводе информации, в заполнении.<BR>Профучастники давно уже задавали вопросы ФКЦБ по поводу программы, ее давно ждали. Если бы программа появилась раньше, а не практически в самый последний момент, когда сроки уже поджимали, да еще в сыром виде, многих проблем удалось бы избежать.<BR>Чтобы подобных ситуаций не возникало, необходимы совместные усилия ФКЦБ и профучастников при написании подобных программ.<BR>Компании "Элтра" для своевременной сдачи отчетности понадобилась модернизация компьютеров (на старых анкета не работает), временные затраты (очень медленная программа, плюс нужно было постоянно делать резервные копии файлов, так как надежность сохранения данных в данной программе ниже всяких норм).<BR><BR>Ирина Бителева, директор бэк-офиса ЗАО "ИК "Энергокапитал":<BR>"Основная и очень трудно решаемая проблема возникла при транспортировке электронной анкеты с серверов НАУФОР, ФКЦБ, ПАРТАД. Также в процессе формирования отчетности проявлялись мелкие техническое недоработки, которые в условиях ограниченного времени на подготовку очень мешали. Стоит отметить, что все проблемы по мере возможности помогали устранять сотрудники НАУФОР.<BR>Зная, что при составлении отчетности будет использована новая форма электронной анкеты, ФКЦБ могла бы заранее опубликовать новую версию и руководство к ней, с тем чтобы у профессиональных участников была возможность ознакомиться с ней в течение большего времени, а также решить возникающие в процессе вопросы".<BR><BR>Станислав Федоров, генеральный директор ООО "Инвестиционное Агентство "Пролог":<BR>"Сотрудники ИА "Пролог" почти "вручную" создавали электронную отчетность в требуемом формате. Последняя, более-менее работающая версия программы (в ней также были ошибки, но не очень серьезные) поступила только 11-12 ноября, в последние дни сдачи отчетности. Силы, потраченные на формирование отчетности до этого момента, были израсходованы практически впустую -- все пришлось создавать заново.<BR>Была также проблема, связанная с получением дистрибутива программы отчетности. Рассылку никто не организовывал, хотя, казалось бы, это наиболее простой метод (все профучастники обязаны сообщить ФКЦБ свой e-mail).<BR>Рассылались только информационные сообщения, что 09.11.02 вышла такая-то версия, а 10.11.02 -- следующая.<BR>Сервер, откуда можно было скачать программу, был сильно перегружен, и многие вообще, вероятно, не смогли ее своевременно получить. НАУФОР подключилась к этой программе, но ограничила доступ только для своих членов. Это было хотя и решением проблемы, но половинчатым.<BR>Вообще, написание работающего программного обеспечения -- это сложный и поэтапный процесс. Любой срок, который называют программисты для решения задачи, можно смело увеличить в 2 раза, поскольку помимо собственно процесса написания есть еще процесс отладки. В данном же случае отладка проходила в "боевых условиях".<BR>Ответ на вопрос о "виновности", казалось бы, напрашивается сам собой. Но искать виноватых малопродуктивно. ФКЦБ пошла на уступки и отодвинула сроки сдачи отчетности, не применяя санкции. Со своей стороны, мы осуществили все шаги, чтобы предоставить отчетность вовремя. Да, был некоторый аврал; да, нам потребовались организационные усилия, но мы справились с этой ситуацией. По моей оценке, такие ситуации вообще в пределах нормы. Именно по тому, как организация с ними справляется, и можно судить о ее устойчивости и надежности.<BR>Чтобы подобных проблем не было впредь, возможно, стоит организовать тендер софтверных компаний и переложить всю ответственность на них. А при публикации дистрибутива программы желательно создать несколько "зеркал" и отказаться от авторизированного доступа. От кого мы хотим оградиться?"