Страховщики разбирают систему "по косточкам"

В Петербурге обязательным страхованием автогражданской ответственности (АГО) будут заниматься считанные компании.

<BR><BR>В Петербурге обязательным страхованием автогражданской ответственности (АГО) будут заниматься считанные компании.<BR>По информации "ДП", заявки на участие в конкурсе подали три-четыре компании. Их имена станут известны после того, как Госстрахнадзор определится с условиями на получение лицензий.<BR>Объем рынка, к разделу которого уже приступили страховщики, в городе составит приблизительно 2 млрд рублей в год (см. "ДП" №119/02, www.dp.ru).<BR>Однако уже сейчас понятно, что рассчитывать на этот рынок могут только крупные компании, способные пережить первые 2-3 года введения системы, когда она, как предполагают эксперты, для страховщиков будет убыточной.<BR><BR>"Домашние заготовки"<BR>Как говорит заместитель директора по маркетингу Северо-Западного регионального центра ОАО "РЕСО-Гарантия" Марина Хмырова, к введению обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев в "РЕСО-Гарантия" готовились несколько лет.<BR>Во-первых, создана сеть из 119 филиалов. Во-вторых, -- разветвленная агентская сеть, так как новая система потребует множества точек продаж и подготовленных продавцов. И третья позиция -- проведена актуарная работа по регулированию тарифов, пока, естественно, только на базе добровольных видов автострахования.<BR>Главные идеи, введенные в декабре 2001 года, -- это значительная дифференциация в зависимости от возраста и стажа автовладельцев. "Такая система тарифов позволила сбалансировать наш портфель автострахования, удерживая убыточность по этому виду на приемлемом уровне", -- говорит Марина Хмырова.<BR>Компания будет стремиться к тому, чтобы клиент покупал не только полис обязательного, но и полис добровольного страхования АГО.<BR>"В Петербурге мы готовим техническую базу, сервисную службу, увеличиваем число экспертов. Готовимся к тому, чтобы открывать дополнительную диспетчерскую службу. Делаем все для того, чтобы справиться с лавиной грядущих выплат. В целом в "РЕСО-Гарантия" за 10 месяцев этого года количество заключенных договоров по автострахованию составило 82,544 тысячи, а за аналогичный период прошлого года -- 49,714 тысячи. По автострахованию с 1 января по 1 ноября этого года собрано 1,439 млрд руб. Эта сумма более чем в 2 раза превысила аналогичный показатель прошлого года. Выплаты по автострахованию за первые 10 месяцев составили 657,094 млн руб.", -- говорит Марина Хмырова.<BR><BR><B>Пока без ответа</B><BR>В компании ОАО СК "Русский мир" страхование автогражданской ответственности выведено в отдельный проект. Его ведет Юрий Архангельский, имевший успешный опыт внедрения аналогичной системы в Казахстане. С его точки зрения, в российском правовом поле на эту тему больше вопросов, чем ответов: "Расчеты тарифов проводились Российской ассоциацией страховщиков ответственности владельцев транспорта (РАСОВТ). Я считаю, они были сделаны грамотно. На каком основании Минфин эти ставки снижает -- непонятно. Вполне возможно, что в нынешнем варианте документы приняты не будут, поскольку уже сейчас этот вид страхования убыточен.<BR>Государство во многом выиграет, потому что оно с себя складывает бремя ответственности по выплатам при потере кормильца, по выплате инвалидам I, II и III групп, при потере ими нетрудоспособности в результате ДТП, а также по оплате больничных листов и затрат на лечение. Эта обязанность теперь возлагается на страховщика. Вызывает сомнение, что РСА (правопреемник РАСОВТа) будет в состоянии осуществлять страховые выплаты за всех, у кого полисов нет. Здесь предстоит серьезная работа для страховщиков, потому что я полагаю, что будет много случаев мошенничества.<BR>К сожалению, в связи с требованием закона еще нет ни одного подзаконного акта, которые бы выпустили Минфин и МВД. Также непонятно, чьим базам данных и когда будет присвоено звание федерального ресурса, будет ли у страховщиков право ими пользоваться и в каких пределах.<BR>Одним из вариантов того, как будут распределяться собранные в рамках программы обязательного страхования средства, предусматривается, что компания может оставить себе не более 5% от суммы средств, оставшихся по договорам страхования, и 20% -- на ведение дел. В эти рамки на первом этапе введения системы обязательного страхования автоответственности страховщики явно укладываться не будут".<BR>Чтобы выйти на уровень рентабельности по страхованию АГО, "Русскому миру" потребуется застраховать ответственность владельцев не менее 1 млн машин. Согласно проведенным замерам на заполнение одного полиса и заявления требуется в среднем 20 минут. Для того чтобы застраховать такое количество людей, надо увеличить штат компании чуть ли не вдвое только за счет операторов (не агентов), которые будут заносить данные в компьютер. Такое могут себе позволить только крупные компании.<BR>"Однако не думаю, что найдется хоть одна компания, которая откажется от участия в обязательном страховании автогражданской ответственности, в какие бы условия государство их не поставило. Одно то, что оно озаботилось принятием этого закона, подтолкнуло многих автовладельцев к страхованию не только ответственности, но и самих машин.<BR>Так, с того момента, как стал активно обсуждаться этот законопроект, число страхователей у нас в компании значительно выросло. По Петербургу сбор страховых премий по автострахованию за 9 месяцев 2002 года увеличился в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2001 года, а выплаты выросли в 3,8 раза", -- утверждает Марина Хмырова.