Самые невероятные идеи медленно, но верно идут в производство

По данным Роспатента, сейчас в России в год регистрируется примерно в 4 раза меньше изобретений, чем 15-20 лет назад. 50 тысяч против 200 тысяч. При этом физические лица дают 40% изобретений. Тенденции последних лет: разработки стали более приближены к то

<BR><BR>По данным Роспатента, сейчас в России в год регистрируется примерно в 4 раза меньше изобретений, чем 15-20 лет назад. 50 тысяч против 200 тысяч. При этом физические лица дают 40% изобретений. Тенденции последних лет: разработки стали более приближены к тому, что называется коммерческим результатом. Сегодня момент подачи заявки максимально близок к реализации идеи. Многим изобретателям удалось внедрить свои разработки. Некоторые изобретатели создали собственные фирмы. Менеджеры производственных фирм также становятся более заинтересованными во внедрении новшеств, приводящих к снижению затрат на единицу продукции.<BR>Изобретатели-предприниматели считают, что главная проблема для развития инновационных предприятий -- крайне неэффективная система налогообложения. Вначале надо заплатить все налоги, а затем выделить средства на развитие инноваций, поэтому лишь единичные фирмы занимаются внедрением новой техники.<BR><BR><B>Птичьи крылья сложили про запас</B><BR>Петербургский изобретатель инженер-механик Сергей Кузьмин разработал крыло самолета, похожее на птичье, -- у него, по сути, те же перья, что у стрижа или вороны (см. "ДП" №29/01, www.dp.ru).<BR>"При взмахе вверх перья сдвигаются и выталкивают воздух в сторону, противоположную направлению полета, -- рассказывает Сергей Кузьмин. -- Под действием возникающей реактивной силы птица движется вперед. Крыло идет вниз -- пластинки раздвигаются, под крылом создается дополнительное давление, которое подталкивает его вверх. Эффективность подобного движителя исключительно высока".<BR>Весной 2002 года вместе с помощниками Сергей Кузьмин запустил в полет модель. Ученые буквально на лету подхватили его идею и отмечают необыкновенную простоту и оригинальность конструкции.<BR>"Однако о серьезном внедрении речи пока не идет, от меня все отмахиваются, как от назойливой мухи, -- говорит Сергей Кузьмин. -- Боюсь, что идею "уведут" за рубеж".<BR><BR><B>На износ нашли управу</B><BR>Комплексная технология, разработанная петербургскими специалистами, позволяет снижать скорость изнашивания механизмов в 4-6 раз (см. "ДП" №31/02, www.dp.ru). Для российской промышленности, в которой основные фонды изношены на 70%, эта проблема носит глобальный характер.<BR>"Слабым местом в машиностроении и других областях промышленности, занимающихся обработкой металла, продолжает оставаться конечная обработка деталей, -- рассказывает один из авторов новой технологии, директор Центра ультразвуковых технологий Юрий Холопов. -- Традиционные методы обработки приводят к тому, что поверхностная структура деталей становится менее прочной. К тому же это грязная ручная работа с использованием войлока, фетра, абразивных материалов, которые небезвредны для человека, поскольку содержат токсичные вещества".<BR>Юрий Холопов и его коллеги из Северо-Западного политехнического института разработали и внедрили безабразивную ультразвуковую финишную обработку (БУФО). Главный процесс этой технологии -- взаимодействие ультразвука с поверхностью детали, в результате которого сглаживаются вершины микронеровностей и значительно упрочняется поверхностный слой. В ряде случаев не нужна даже шлифовка на станке.<BR>Профилограммы подтверждают: чистота поверхности повышается с 4-го до 10-го класса за один проход ультразвука. Российская технология получила положительную оценку Международного корпуса экспертов США.<BR><BR><B>Микроклин вышибают рентгеном</B><BR>Ученые Ассоциации центров инжиниринга и автоматизации разработали новую технологию производства полевого шпата (микроклина) из гранитных месторождений (см. "ДП" №16/02, www.dp.ru).<BR>Суть метода та же, что и при разделении металлолома. Рентгеновский сепаратор разделяет куски гранита по их физическим свойствам. В устройство загружается смесь обычного гранитного щебня и микроклина, предварительно сортировать ее не нужно. А на выходе получают два вида продукта: строительный щебень повышенного качества и кусковой (молотый или тонкомолотый) кварц-полевошпатовый концентрат.<BR>"Мы получили несколько предложений от отечественных предпринимателей. Пока до практической реализации ни одно из них не доведено, -- рассказывает заместитель директора Центра наукоемкого инжиниринга СПбГТУ Владимир Аблязов. -- Внедрению в России мешает ряд организационных сложностей.<BR>В ныне действующем процессе много связей и участников, и эта система не очень-то жаждет каких-то изменений. Не просто найти генерального подрядчика, готового вкладывать свои средства в этот масштабный проект. Тем более что здесь должны быть в полной мере соблюдены и авторские интересы".<BR><BR><B>Псковский чудо-двигатель ждет своего часа и чужих денег</B><BR>Маленький, но мощный и экономичный роторно-лопастной двигатель изобретен в Пскове (см. "ДП" №55/02, www.dp.ru). Кинематическая схема двигателя позволяет использовать его в качестве компрессора, паровой расширительной машины, гидродвигателя.<BR><BR>Новый двигатель подобен водяной мельнице, но лопасти его подвижны относительно друг друга и в замкнутом пространстве могут создавать и разряжение, и давление. Вследствие высокого механического кпд, достигающего 95%, двигатель может работать с низкими скоростями "холостого хода" и с частотой вращения от 60 оборотов в минуту. Двигатель размером с 3-литровую банку развивает расчетную мощность 150 лошадиных сил.<BR>"После публикации нам звонили заинтересованные предприниматели и представители предприятий, -- отмечает автор разработки инженер ООО "Экотех" Юрий Лукьянов. -- Но, к сожалению, серьезных инвесторов пока не нашли. Поэтому внедрение разработки ведем на собственном энтузиазме. Для создания опытного образца требуется примерно 3 млн рублей".<BR><BR><B>Резиновую Зину пустили по кругу</B><BR>ЗАО "Экорос" получило грант Американского фонда гражданских исследований и развития на продолжение работ. Грант по программе "Следующие шаги к рынку" в размере $200 тысяч рассчитан на 2 года.<BR>Из старых резиновых изделий и отходов резинотехнического производства ученые научились изготавливать аналогичные по качеству новые изделия (см. "ДП" №50/02, www.dp.ru). Например, из изношенных ботов с помощью новой технологии можно сделать резину, пригодную для изготовления новых сапог, а из резины, используемой в подводных лодках, продукцию, годную для этих же целей.<BR>"Опытное производство выпустило первую продукцию в марте 2002 года. Полученный грант пойдет на развитие производства, -- говорит генеральный директор ЗАО "Экорос" Андрей Случаев. -- Дело выгодное: переработка резины по новому методу имеет 100%-ную рентабельность. В среднем себестоимость 1 кг переработанной резины составляет $1, цена продажи -- $2".<BR><BR><B>"Мертвая" вода обретает живительную силу</B><BR>"Российские изобретатели выдают массу оригинальных изобретений, реализация которых может принести баснословную прибыль, -- считает Игорь Шенфельд, представитель петербургского ООО CompuDENT (дочерняя фирма CompuDENT Praxiscompeter GmbH&Co KG). -- Но доход приносит не патент, а изобретение, продвинутое на рынок".<BR>Петербургская фирма CompuDENT стала официальным представителем московского ОАО "НПО "Экран". Она взялась за продвижение на петербургский, а затем западноевропейский рынок новинки, основанной на изобретении академика Витольда Бахира -- методе электрохимической активации воды, более известном как метод "живой" и "мертвой" воды (см. "ДП" №45/02, www.dp.ru).<BR>"Новый метод очень заинтересовал, в частности, стоматологов, -- рассказывает Игорь Шенфельд. -- Применение установки, изготавливающей "мертвую воду", окупается в клинике примерно за 2-3 недели, при этом повышается качество лечения".<BR>Например, больной вопрос в стоматологии -- промывание зубных каналов после удаления нерва. Если канал плохо промыть -- через год-другой жди осложнений, которые могут привести к потере зуба. "Мертвая" вода в этом случае действует эффективнее прежних растворов. Выгодно врачам и то, что через 5 дней она полностью теряет свои свойства и превращается в обычную воду.<BR><BR><B>Клапан спасает на земле и на море</B><BR>ООО "Научно-производственное предприятие "Иста" разработало и подготовило к серийному выпуску пневматический линемет для спасения на море.<BR>В основе нового устройства -- разработанный и запатентованный специалистами фирмы быстродействующий клапан (см. "ДП" №70/02, www.dp.ru). За счет своей формы клапан превращает воздух в мощную ударную волну необычайно быстро -- клапан срабатывает за время не более 1 миллисекунды, в то время как все известные на сегодня клапаны открываются в 5 раз дольше. Мгновенно выпущенный на волю воздух превращается в мощную ударную волну.<BR>"Пневматический линимет для спасения на море выбрасывает прочный линь на дальность не менее 240 метров. Это вполне соответствует требованиям международной конвенции спасения на море, -- рассказывает технический директор НПП "Иста" Сергей Юркин. -- Благодаря патентуемой уникальной пневматической системе гашения отдачи пуск осуществляется с плеча. Это важно в условиях быстротечных спасательных операций, где успех определяется мгновениями. Наша цель -- получить сертификат Морского регистра и начать производство. Наш конкурент в этом бизнесе -- компания RESTECH NORWAY AS".<BR>Разработки были проведены на средства, полученные в 2002 году в качестве гранта Фонда содействия малым формам предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Изобретатели надеются, что впервые смогут представить это изделие на Военно-морском салоне в Петербурге в дни юбилея города.<BR>"На руку нам сыграло постановление Правительства о том, что количество лицензируемых видов пожарно-технической продукции сокращено до двух. Для нас это означает возвращение на рынок спасательной техники. Вот эту нишу мы и пытаемся занять, сейчас производим линеметы для спасения людей на пожарах, во время наводнений, -- отмечает Сергей Юркин. -- Сейчас мы оснащаем спасательными устройствами ГПСС Москвы и региональные УПСС России. После летних наводнений спрос на эту технику возрос, у нас есть заказы на много месяцев вперед".<BR>По словам Сергея Юркина, пневматическая тормозная система, которая также прошла испытания на ОЖД, приказом министра путей сообщения будет производиться на государственном заводе "Калугаремпутьмаш".<BR><BR><B>Микроволновку для бетона тиражируют</B><BR>Группа ученых Санкт- Петербургского технологического университета разработала энергосберегающую технологию для предприятий стройиндустрии.<BR>Они создали своего рода "микроволнушку" для бетона. Под действием электромагнитного поля, намного более слабого, чем в микроволновой печи, бетон или гипс быстрее "схватываются". Прочность и другие качественные характеристики готовых изделий возрастают. Достигается значительная экономия энергоносителей.<BR>Пилотный проект по внедрению технологии энергосбережения был реализован в ОАО "Завод "Стройдеталь" в городе Тосно (см. "ДП" №229/01, www.dp.ru). В результате применения нового прибора на 50% сократилось время рабочего цикла. Это позволило снизить потребление энергоресурсов (газа) на 37%. На 8% поднялась рентабельность производства 1 м3 бетона, также сократились промышленные стоки.<BR>"Мы продолжили внедрение технологии, -- рассказывает один из авторов разработки Юрий Никонов. -- В частности, в последние полгода внедряем новую технологию на предприятии, которое занимается монолитным домостроением".<BR><BR><B>Пыль оптимизирует зазоры</B><BR>Петербургский изобретатель Анатолий Коновалов предлагает создать Бюро реализации изобретений. Это своего рода бизнес-инкубатор, специализирующийся на продвижении изобретений, которые можно использовать в быту. Цель -- помочь изобретателям довести разработки до изделий, которые можно продавать.<BR>Сам Анатолий Коновалов разработал и внедрил систему воздушно-плакирующей смазки, которую назвал "Золотая пыль" (см. "ДП" №193/02, www.dp.ru). Она помогает снизить трение, восстановить трущиеся поверхности, компенсировать износ и оптимизировать зазоры.<BR>Работает устройство просто: мягкий металл в виде мелкозернистого порошка подается в зоны трения, но не с маслом, а с воздухом. Под воздействием давления и температуры он как бы "раскатывается" по трущимся поверхностям, в результате чего возникает тройной эффект. Во-первых, сглаживаются шероховатости на поверхности движущихся деталей. Во-вторых, образовавшийся мягкий слой служит сухой смазкой при масляном "голодании". В-третьих, вытираются образовавшиеся зазоры. К тому же выхлопы становятся менее вредными, так как введенные в состав порошка специальные добавки позволяют топливно-воздушной смеси сгорать более полно.<BR>"Применение устройства повышает компрессию двигателя с 4 до 11 кг/см3, а также более чем в 2 раза снижает износ деталей, ускоряет обкатку отремонтированного двигателя", -- рассказывает изобретатель.<BR><BR><B>Ксилит гонят из пивной дробины</B><BR>Изобретатель Сергей Блинков разработал и запатентовал технологию получения из отходов пивоваренного производства, так называемой пивной дробины, ценных пищевых продуктов, в том числе ксилита, белкового концентрата, а также кормов для животных (см. "ДП" №4/02, www.dp.ru).<BR><BR>Ксилит -- сахарозаменитель, по сладости он эквивалентен сахарозе и вдвое слаще сорбита. Он нужен диабетикам, которых только в Петербурге более 90 тысяч. Ксилит также используется при производстве кондитерских изделий, жевательной резинки и зубной пасты. Также применяется для производства лаков, олиф, моющих средств, пленкообразующих полиуританов, в качестве пластификатора.<BR>Из одной тонны утилизируемой шелухи изобретатель получает 25 кг ксилита, стоимость которого -- около $8 за кг. В день все пивоваренные компании Петербурга утилизируют до 1 тысячи тонн пивной дробины.<BR>"Мы создали фирму ЗАО "Росксилитол". В 2002 году мы продолжили исследования по данной теме, -- говорит Сергей Блинков. -- Выяснилось, что из отходов пивного производства также можно выделять бета-фитостерин, который используется в пищевой промышленности, а также в медицине как компонент гормонального препарата, применяемого при лечении опухолевых заболеваний.<BR>По расчетам изобретателя, количество утилизируемых отходов пивоваренных производств города только за год может обеспечить производство 5 тысяч тонн ксилита, 30 тысяч тонн белковой пасты и 100 тысяч тонн кормов для сельскохозяйственных животных.<BR>"Мы получили много предложений от заинтересованных фирм, но почти все -- от зарубежных компаний, -- говорит Сергей Блинков. -- Сейчас ведем переговоры с одной компанией о строительстве завода по переработке отходов мощностью 5 тысяч тонн ксилита в год. Возможно, он будет находиться в Петербурге. Однако переговоры не завершены".<BR><BR><B>Александр Пушкин встает на крыло</B><BR>Петербургский изобретатель Александр Пушкин получил золотую медаль на международной выставке изобретений "Архимед-2002", которая прошла в Москве. Награды он удостоен за разработку махолета -- летательного аппарата с машущим крылом.<BR><BR>Патент на изобретение махолета Александр Пушкин получил около 2 лет назад (см. "ДП" №20/2000, www.dp.ru).<BR>Его ноу-хау -- в пневматической системе управления, которая позволяет быстро реагировать на изменение внешних воздействий на крыло и в десятки раз усиливает воздействие мышечной силы пилота.<BR>Размах крыльев будущего махолета -- 11 м, вес -- около 45 кг, максимальная скорость -- 80-100 км/ч. Махолет находится в стадии строительства.<BR><BR><B>В "Кронштадте" решили экономить бензин</B><BR>ОАО "Инженерный центр "Кронштадт" изготовило и испытало опытные образцы устройства, оптимизирующего процесс горения в двигателях внутреннего сгорания. Это устройство значительно экономит топливо в бензобаке (см. "ДП" №13/01, www.dp.ru).<BR>"Эти приборы являются дополнительным оборудованием для двигателя легкового автомобиля, они устанавливаются на воздушном тракте над карбюратором", -- говорит генеральный директор ОАО "Инженерный центр "Кронштадт" Виктор Бунгов.<BR>Один из авторов новой разработки доктор наук Евгений Андреев разрабатывал энергоустановки для нужд российской армии. В мае 2002 года, когда была испытана первая действующая установка, было создано ОАО "Инженерный центр "Кронштадт". Один из инициаторов создания предприятия, занимающегося внедрением и продвижением на рынок разработки, предприниматель Виктор Бунгов -- в прошлом сам научный сотрудник, кандидат технических наук.<BR>"Перспективное изобретение попало в руки людей, которые как хорошо разбираются в физике, так и имеют опыт торговой и финансовой деятельности", -- говорит президент Фонда поддержки науки и образования Александр Железняков.<BR>Новая установка патентуется, уже получены положительные решения. "Задача фирмы -- провести дальнейшие исследования и организовать серийный выпуск установок, -- говорит Виктор Бунгов. -- Мы рассчитываем, что при серийном выпуске устройство будет стоить около $600-700 вместе с установкой, которая требует переналадки двигателя". Предварительная оценка рынка показывает: если владелец каждого десятого легкового автомобиля, используемого в производственных целях, решит установить оптимизатор, то завод с годовым объемом выпуска 300 тысяч штук будет загружен многие годы.<BR>