00:0017 декабря 200200:00
8просмотров
00:0017 декабря 2002
Приостановление действия Конвенции международных дорожных перевозок (МДП) на территории России может привести к появлению очередей на границе и резкому росту цен на товары.
<BR><BR>Приостановление действия Конвенции международных дорожных перевозок (МДП) на территории России может привести к появлению очередей на границе и резкому росту цен на товары.<BR>Такое мнение сложилось у многих российских автоперевозчиков после выхода приказа ГТК РФ от 11 декабря 2002 года №1334 "О временных мерах контроля за доставкой товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом", который явился прямой реакцией на приостановку действия Конвенции.<BR><BR><B>Бюджетные потери</B><BR>Контроль за выполнением правил Конвенции МДП, функционирующей на территории России с 1975 года, осуществлял Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). Руководство этой организации приняло решение о приостановке действия Конвенции после того, как на проходивших в начале декабря переговорах руководства ГТК, Минтранса России и Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) с Генеральным секретарем МСАТ Мартином Марми не удалось достигнуть договоренности по ряду ключевых вопросов. В частности, западные перевозчики потребовали у чиновников отказаться от взыскания c МСАТ задолженности перед бюджетом России в размере около $60 млн. При этом, как сообщили "ДП" в пресс-службе ГТК, доказывая свою правоту, МСАТ опирался на тезис о деятельности на территории России бесконтрольных групп организованной преступности и неспособности силовых структур нейтрализовать их. В свою очередь, российская сторона, говоря о неумении МСАТ руководить гарантийной системой, настаивала на возмещении всех потерь бюджета РФ в соответствии с положениями Конвенции МДП. В итоге 11 декабря руководство МСАТ объявило о прекращении действия Конвенции с 25 декабря 2002 года.<BR><BR><B>Очереди и цены</B><BR>Большинство российских автомобильных перевозчиков уверены, что в сложившейся ситуации виновны как ГТК, так и МСАТ. В частности, по мнению ведущего специалиста -- заместителя начальника АСМАП по Северо-Западу России Константина Шаршакова, западные транспортники должны были решать все вопросы, связанные с возможными нарушениями Россией таможенного законодательства, в судебном порядке. ГТК же, по его словам, виноват в том, что некорректно общался с руководством МСАТ. "В тот момент, когда та или иная страна начинает использовать правила Конвенции МДП, она становится частью цивилизованного мира. Приостановка же действия этого документа на территории России свидетельствует о том, что ГТК не умеет работать в европейском законодательном поле", -- считает Константин Шаршаков. По его мнению, новый приказ ГТК увеличивает нагрузку на приграничную зону, в связи с чем в ближайшее время стоит ожидать увеличения очередей на границе. Также в такой короткий срок российские импортеры и экспортеры не успеют предупредить о приостановке действия Конвенции своих западных партнеров, поэтому не исключено, что в ближайшее время последние "взвинтят цены".<BR><BR><B>Неверный перевод</B><BR>Также, по оценке Константина Шаршакова, "выпад страны из европейского законодательного поля" значительно снижает шансы России на вступление в ВТО. "Я думаю, что выражу мнение большинства автоперевозчиков, сказав, что единственным выходом из сложившейся ситуации является принесение ГТК публичных извинений МСАТ", -- считает Константин Шаршаков.<BR>В пресс-службе ГТК "ДП" сообщили, что о новом приказе уже извещены все таможенники на местах, а потому очередей на границах не будет. Пресс-секретарь ГТК также отверг возможность принесения публичных извинений в адрес МСАТ, заявив, что возникшие у западной стороны подозрения в "некорректном общении" объясняются "неправильным переводом наших пресс-релизов".<BR><B>Справка</B><BR>Книжка МДП -- единый таможенный документ, применяемый таможенными органами каждой из договорившихся стран в качестве манифеста. Книжка сопровождает груз от таможни места отправления до таможни места назначения, и каждая из затронутых таможен удостоверяет таможенное оформление на данном документе. Грузы, перевозимые в соответствии с процедурой опломбированными дорожными транспортными средствами или контейнерами, обычно не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем как раз для перевозчика и заключается главное преимущество системы. Это не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в тех случаях, когда имеются подозрения в каких-либо нарушениях, однако, как это принимается и даже указывается в Конвенции, такие досмотры должны производиться в порядке исключения. Эта процедура, будучи весьма привлекательной для перевозчика, по сути дела означает, что досмотр, произведенный таможней места отправления, приемлем для всех других таможенных служб в ходе транзитной операции.<BR><BR><B>Комментарий</B><BR>Валерий Глыздов, ведущий специалист по внешнеэкономической деятельности OOO "СТМ":<BR>"Безусловно, увеличится срок оформления на границе и затраты, т.к. необходимо будет оформлять документы контроля доставки, проверять, входит ли перевозчик в перечень добросовестных и т.д.<BR>Тем более что согласно приказу ГТК №1334 все "поблажки", которые дает данный приказ, носят характер рекомендательный ("разрешать доставку...."), а ведь на местах могут и "не разрешить".<BR>Есть еще один неприятный момент -- в пункте 3 приказа сказано: "Начальникам таможенных органов разрешать принимать к оформлению книжки МДП, поданные перевозчиком при оформлении вывоза российских товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта".<BR>На мой взгляд, это может привести к казусу, так как в заявлении IRU сказано: "Транспортные операторы, чьи автотранспортные средства, зарегистрированные в Российской Федерации, не имеют право, начиная с указанной даты и времени приостановки, использовать карнеты TIR, использующие страховое покрытие TIR, ни в Российской Федерации, ни за границей", и "настоящим предлагается, начиная с указанной даты и времени простановки, таможенным органам не принимать карнеты TIR, которые могут сопровождать транспортные средства, зарегистрированные в РФ, и содержащие соответствующие сертификаты подтверждения, выданные властями этой страны". Иначе говоря, у перевозчиков могут возникнуть проблемы с книжками МДП не в России, а именно за границей". (В.Л.)