Толкование слов Президента может привести к гонениям на форму собственности

После слов Президента РФ Владимира Путина на VII Съезде российского союза ректоров по поводу плохого платного образования у противников негосударственных вузов появилась возможность провести очередную кампанию по борьбе.

<BR><BR>После слов Президента РФ Владимира Путина на VII Съезде российского союза ректоров по поводу плохого платного образования у противников негосударственных вузов появилась возможность провести очередную кампанию по борьбе.<BR>Центральные издания по-разному истолковали выступление Президента, растревожив представителей негосударственной формы образования.<BR>Сергей Мордовин, ректор Международного института менеджмента (ИМИСП), на Съезде ректоров не был, но, опираясь на газетные публикации, выразил сожаление по поводу возможности нового витка противостояния разных форм собственности в образовании. "Вероятно, что произойдет попытка провести водораздел между вузами по форме собственности. Это в корне неверно. Действительно, большинство негосударственных вузов сегодня не дают качественного образования, но и большинство государственных вузов также не дают качественного образования. Государство не может себе позволить полностью достойно содержать вуз -- высшая школа сама должна себе находить дополнительные заработки. Если у вуза нет средств на выполнение норматива по компьютерам, по свободному доступу студентов в интернет, о чем тогда говорить. На старой базе и технологиях современное образование не получить и не дать".<BR><BR><B>Что сказал Президент</B><BR>Слова Президента, всколыхнувшие образовательную общественность, были произнесены в реплике после выступления ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего. Цитата приводится по брошюре, розданной участникам Съезда ректоров пресс-службой МГУ.<BR>"То, что растет платное образование, это само по себе неплохо. Плохо только, что качество плохое. С этим я абсолютно согласен. Государство должно обратить на это внимание. Они создают конкуренцию крупным государственными вузам, а их конкуренция абсолютно не соответствует реальности. Просто обман населения и государства. Бумажки выдают". (Аплодисменты.)<BR>Получается, что государственным вузам Президент противопоставил негосударственные, хотя платная форма обучения сегодня есть практически во всех вузах страны.<BR><BR><B>За качество отвечаем</B><BR>Людмила Шипицына, ректор негосударственного Института специальной педагогики и психологии, обратила внимание на благожелательную атмосферу на Съезде ректоров. "Совет, в отличие от предыдущего, принимал негосударственные вузы в едином образовательном пространстве. Делил образование не по формам собственности, а по качеству. Президент обратил внимание на низкое качество образования, в том числе и платного. Он сказал, что число бюджетных мест в государственных вузах выросло за год на 3-4%, а число платных студентов растет гораздо большими темпами.<BR>На Съезде было высказано много претензий к филиалам крупных государственных вузов, где на качество образования практически не обращают внимания. Участников беспокоило также, что 50% выпускников медицинских вузов Москвы и 60% выпускников сельскохозяйственных вузов не работают по специальности.<BR>На съезде присутствовало 838 ректоров российских вузов, из них 64 были приняты в 2002 году. В основном это были ректоры негосударственных вузов", -- отметила Людмила Шипицына.<BR>Наталья Чекмарева, ректор Невского института языка и культуры, присутствовала на Съезде в первый раз. "Я внимательно слушала все выступления. Словосочетание "негосударственный вуз" не было произнесено ни разу. И, когда говорилось о плохом качестве платного образования, подразумевались прежде всего вузы-однодневки, без лицензий, которые вредят и студентам, и негосударственным институтам. Президент обратил внимание на низкое качество платного образования. Это важная проблема вузов всех форм собственности. Мне показалось, это понимают ректоры государственных вузов.<BR>Надо говорить о качестве, и нужно государству проверять не материальную базу, что, конечно, важно, но прежде всего качество", -- считает Наталья Чекмарева. По ее мнению, в небольших негосударственных институтах проще наладить и проверить качество преподавания. "В нашем институте обучается 429 человек, мы установили промежуточные сессии, опрашиваем студентов и прислушиваемся к их мнению. Мы отвечаем за качество выпускников, поскольку можем просто уделить больше внимания каждому".<BR><BR><B>Качество</B><BR><B>без нормативов</B><BR>Атаки на негосударственные вузы предпринимались неоднократно с момента их возникновения. Реальная конкуренция на рынке образовательных услуг вызвала недовольство государственных образовательных учреждений, находившихся в тот момент в трудном финансовом положении. Ситуация повального недофинансирования заставила вузы искать собственные источники заработка. В государственных вузах появилась платное обучение.<BR>Многие уважаемые технические институты, перерегистрировавшись в университеты, предлагали студентам на платной основе получить востребованное юридическое и экономическое образование. Причем их коллеги по цеху очень низко оценивали именно качество предоставляемых образовательных услуг.<BR>Аккредитующие структуры Министерства образования выдавали лицензии на открытие филиалов по нормативам базового вуза.