00:0016 декабря 200200:00
17просмотров
00:0016 декабря 2002
Российский топ-менеджмент пытается преодолевать страх за свой бизнес и традиционную ориентацию на слово "нет".
<BR><BR>Российский топ-менеджмент пытается преодолевать страх за свой бизнес и традиционную ориентацию на слово "нет".<BR>Для англосаксонской культуры более характерна реакция "да" в ответ на любой проект. Для российской ментальности, по мнению Ольги Дергуновой, главы представительства "Майкрософт" в Москве, характерно, скорее, отрицание, которое является существенным препятствием для развития бизнеса. "Российский человек склонен защищать зону комфорта, к которой он привык. Вместо "Какая классная идея!", что можно услышать от американцев, наши говорят: "Это не будет работать!" -- утверждает она.<BR><BR>Нет ограничениям!<BR>"В какой-то момент обнаружив эту национальную особенность, я начала с ней сознательно бороться. Ты ловишь себя на этой мысли и тут же прерываешь ее: думаем с позитивной точки зрения, -- размышляет Ольга Дергунова. -- Тогда ты понимаешь, что ничто не препятствуют развитию твоему как управленца и твоей команде. Позитивную реакцию, которая является конкурентным преимуществом, я стараюсь адаптировать к любым, даже самым идиотским решениям. Ну, например, взять и потратить маркетинговые деньги на программу, которую мы до сих пор не делали и которая явно не приносит коммерческой прибыли.<BR>После того как мы стали заниматься благотворительностью, офис начал меняться: человек по каким-то причинам отождествляет себя с какой-то школой, и, помогая этой школе, ты помогаешь сотруднику. Я об этом раньше никогда не задумывалась".<BR>По словам Ольги Дергуновой, синдром "нет" является существенным барьером при переходе к стратегическому видению, с этой проблемой сейчас сталкиваются многие управленцы.<BR>"Очень сложно встряхнуть головой и сказать, что нет ограничений, ведь предыдущие 10 лет ты привык к ним, -- говорит Ольга Дергунова. -- Вот, например, Билл Гейтс -- феноменальный человек, он живет как бы через 10 лет, и это позволяет компании двигаться вперед.<BR>Когда я слушала в 1996 году его речи об интернете, я думала: о чем это? Как это далеко от тех задач, которые мы решаем!"<BR><B>Вседозволенность</B><BR>Идеи -- это ни больше ни меньше то, что имеет обыкновение материализовываться, и отказываться от этой возможности нет смысла. "Я думаю, что менеджеры уже научились не отрицать новые идеи, -- считает Яков Ерошевский, председатель совета директоров ОАО "Эко Феникс Холдинг". -- Правда, состоятельность многих моих проектов вызывала большие сомнения и у партнеров, и у персонала. Например, экологическое направление: все утверждали, что сбор и утилизация отходов -- это утопично.<BR>Аргументировали это тем, что такая деятельность может развиваться при дотировании государства. Но, тем не менее, вопреки прогнозам, проект оказался прибыльным. Другой пример -- выход на зарубежные рынки, причем с услугой (один из зарубежных проектов "Эко Феникс Холдинг" -- переработка нефтесодержащих отходов и получение вторичного топлива в Туркменистане и Нигерии), -- это также у многих вызывало скепсис".<BR>По словам Якова Ерошевского, и внутри компании новые проекты не всегда принимаются, в таком случае приходится доказывать свою концепцию, приводить в пример другие, некогда "утопичные", проекты и на первых этапах возглавлять проект, чтобы вдохнуть в него веру.<BR>"Конечно, от многих проектов мы отказывались, но у меня есть определенная черта: я никогда не говорю "нет". Я всегда беру время, для того чтобы подумать", -- говорит Яков Ерошевский.<BR><BR><B>Скажи "да", и тебе воздастся</B><BR>По мнению Михаила Хромова, специалиста по управлению персоналом, проблема заключается в том, что российский бизнес очень связан с системой рисков. И тревожность, вызванная различными рисками (от потери бизнеса до потери зарплаты), передается сверху вниз. "Собственник, который выстрадал свое предприятие, сегодня делегирует свои полномочия, но вместе с ними -- и свой страх, -- считает Михаил Хромов. -- Соответственно, все менеджеры стараются подстраховаться. Сегодня в российском бизнесе наиболее распространен такой подход: лучше переглядеть, чем недоглядеть".<BR>По мнению Михаила Хромова, зачастую шаблон "это не будет работать" связан с тем, что модели бизнеса не являются российскими, поэтому скепсис к нововведениям закономерен. Но если радикальные наклонности собственников вызваны "исторической необходимостью", наиболее подвержено страхам перед новыми проектами именно среднее звено: попытки делегировать полномочия реализуются пока очень тяжело, поэтому менеджерам трудно брать на себя ответственность, превышающую полномочия. "Сегодня все новое идет сверху, -- говорит Михаил Хромов. -- Что свидетельствует о довольно "рисковом" потенциале топ-менеджеров и низких возможностях остальных. Это временно сложившаяся ситуация. Если же мы хотим поощрять людей к риску, их нужно подстраховывать. Если мы хотим воспитать игрока, нужно понимать, что хороший игрок тоже может проигрывать".<BR><B>ПРАВИЛА ИГРЫ</B><BR>Дадаизм -- новое малоизученное направление в бизнесе. Как и дадаисты от искусства, его приверженцы считают, что все гениальное -- просто, а "примитивные", элементарные изменения в сознании могут привести к большим результатам.<BR>Заповедь дадаиста:<BR>-- Не ограничивай себя ни в чем, кроме еды.<BR>-- Введи мораторий на слово "нет" в компании и в себе.<BR><B>-- Прежде чем сказать "да", подумай один раз</B><BR>-- В душе говори "да" каждому безумному проекту: с одной стороны, даже в "да" содержится несколько процентов "нет", а с другой, "да" -- это всегда шанс создать что-то уникальное.<BR>-- Запомни, что каждое "да" дорого дается сотрудникам, но приносит компании прибыль, поэтому сотрудники должны получать с него проценты.<BR>-- Жизнь -- это количество реализованных возможностей, которые дает только "да", следовательно "да" -- "ваше здоровье и долголетие".