МХАТ продолжает сезон охоты

Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. А путь к сердцу зрителя -- через телеэкран. Будь ты трижды талантлив, но если не снимаешься в телевизионных сериалах и не "засветился" в рекламе, считай, что никто тебя не знает. За исключением родственников и де

<BR><BR>Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. А путь к сердцу зрителя -- через телеэкран. Будь ты трижды талантлив, но если не снимаешься в телевизионных сериалах и не "засветился" в рекламе, считай, что никто тебя не знает. За исключением родственников и десятка поклонников, не пропускающих ни одного спектакля с твоим участием. По сегодняшним меркам это -- безвестность.<BR>Впрочем, не только по сегодняшним. Были когда-то в Малом театре Союза ССР два артиста, два брата -- Юрий и Виталий. На сцене тогда царили Игорь Ильинский, Михаил Царев, Елена Гоголева, короче, прославленные старики. А "мальчишки" типа Юры и Виталика были на подхвате, на эпизодах. И продолжалось так до тех пор, пока Юрий не снялся в сериале "Адъютант его превосходительства", а Виталий не стал доктором Ватсоном.<BR>Как только обрели молодые актеры всесоюзную славу, так и в театре к ним стали относиться иначе -- с почтением. Юрий Мефодьевич теперь в Малом художественный руководитель. А необычайно успешная карьера Виталия оказалась короткой, оборвавшись внезапно менее года назад.<BR>Судьба братьев Соломиных весьма показательна и поучительна. Никто не знает, кем станет молодой артист, только-только пришедший в театр. Звездой ли первой величины, директором ли или "королем эпизода". Их будущее -- в собственных руках и в руках Провидения. Как поведешь себя сам, как повезет...<BR><BR><B>Отстрел начали до Табакова</B><BR>На днях закончились гастроли Московского художественного театра. К нам приезжал мужской МХАТ, бывший ефремовский, ныне -- табаковский. (В отличие от женского МХАТа, возглавляемого Татьяной Дорониной.) Вот уже много лет театр этот считается главным в стране. По отношению к петербургским артистам занимается он (и при Олеге Ефремове так было) экспансионистской политикой. Лучших артистов забирает себе.<BR>"Отстрел" начался с Татьяны Дорониной, Иннокентия Смоктуновского, Олега Борисова. Позже в театре появились Наталья Тенякова, Сергей Юрский, Виктор Гвоздицкий.<BR>Олег Табаков продолжил славные традиции. В первый же год его правления со МХАТом заключили контракты лучшие петербургские артисты: Петр Семак из МДТ -- Театра Европы, Константин Хабенский и Михаил Пореченков из Театра Ленсовета. В текущем сезоне на постановку приглашен Александр Галибин. Пусть он ныне возглавляет новосибирский "Глобус", но петербургского гражданства режиссер не потерял, и у нашего театра на него большие виды. Этих и других артистов и постановщиков искушали гонорарами и славой.<BR>Однако актерская пара, на которую была сделана главная ставка, -- Хабенский с Пореченковым к тому моменту уже достигли пика всероссийской известности. Благодаря своей сериальной активности они уже повысили посещаемость Театра Ленсовета.<BR>На спектакли, поставленные режиссером Юрием Бутусовым ("В ожидании Годо", "Калигула", "Клоп") и художественным руководителем театра Владиславом Пази ("Король, дама, валет", "Поживем -- увидим"), публика пошла косяком. После спектаклей агента национальной безопасности и сотрудника убойного отдела заваливают цветами.<BR>Так что МХАТ обзавелся в их лице вполне раскрученными "брэндами". И, уверяю вас, если бы на афише спектакля "Утиная охота" не было бы их имен, не видать бы гастролерам аншлагов.<BR>Проницательный Олег Табаков, на собственном актерском опыте познавший преимущества снимающегося артиста перед чисто театральным, поощрял и приглашение своих учеников в кино. Его "Табакерка" (которой мастер также продолжает руководить) с самого начала держалась на ранней славе Владимира Машкова, Сергея Безрукова, Александра Смолякова, Евдокии Германовой. Теперь эти артисты поддерживают своей популярностью благородные седины МХАТа.<BR><BR><B>Бедный Вампилов</B><BR>Драматургия Александра Вампилова считается загадочной и до конца неразгаданной. При советской власти пьесы подвергали цензуре и запрещали. Сегодня, когда не все зрители помнят о реалиях эпохи брежневской стагнации, прежде чем обращаться к пьесам Вампилова, следует хорошенько подумать. Надо понять, о чем будут спектакли, если не о драме "хомо советикус".<BR>Герой "Утиной охоты" (1970) Зилов для поколения 70-х был "героем нашего времени" -- Обломовым, Онегиным и Печориным в одном лице. Для следующего поколения таким же героем стал Олег Янковский, сыгравший главную роль в фильме "Полеты во сне и наяву".<BR>Как сегодня прочувствовать драму бездействия, паралича воли и совести?<BR>Судя по зрительской реакции, даже обаяние Константина Хабенского не помогло залу принять и полюбить Зилова. Недоумение читалось на лицах. Почему он динамит одну хорошенькую барышню (Марина Зудина) и тут же клеит другую (Ольга Литвинова)? Почему не едет на похороны к отцу? Почему предает друзей: и добродушного толстяка Саяпина (Александр Семчев), и наивного Кузакова (Валерий Трошин)? Почему заискивает перед начальником? Бедный Зилов, который для автора был, несомненно, лирическим героем, возникшим за 2 года до трагической гибели Вампилова, бьется весь спектакль, как рыба об лед. И переживает вместе с актером трагедию равнодушия и одиночества.<BR><BR><B>Смена лидера</B><BR>Симпатии режиссера Александра Марина, а вслед за ним и публики перешли от Зилова к официанту Диме, которого во МХАТе играет Михаил Пореченков. Герою Пореченкова (по пьесе -- антигерою), который появляется на сцене всего-то раза четыре за весь мучительно длинный и нудный спектакль, аплодировать стали с первой минуты. Официанту достаточно было возникнуть на первом плане и шаркнуть ножкой.<BR>Но самые бурные овации разразились в тот момент, когда жлоб официант исподтишка, воровато оглянувшись, двинул по морде пьяному Зилову. Неужели настолько сместились градации на шкале нравственных ценностей?! Признаться, я сама себе в тот момент показалась старой вешалкой. Может, уже и неприлично, чтобы не показаться старомодным, заикаться о подлости и порядочности?<BR>Не повезло и другим персонажам. В спектакле они нарисованы столь жирными сатирическими мазками, будто пьесу писал Сергей Михалков, а не Вампилов, сочувствовавший всем без исключения. В какой-то момент даже закралось сомнение: а может быть, виновата пьеса, а не режиссер? Однако развеял недоумения сам постановщик. Он вымарал из "Утиной охоты" как раз те страницы, которые расставляли нужные акценты. За что пьеса ему и отплатила, притворившись непонятной и скучной.<BR>Тем временем Петр Семак вернулся из МХАТа в МДТ. И, как знать, быть может, сыграет в "Утиной охоте", которую ставят в этом сезоне в его родном театре.