"Каблук" для российского бизнеса приобрел очертания иномарки

Небольшие коммерческие фургоны иностранного производства привлекают все большее внимание петербургских предпринимателей. Правда, пока основными покупателями таких машин являются крупные компании.

<BR><BR><BR>Небольшие коммерческие фургоны иностранного производства привлекают все большее внимание петербургских предпринимателей. Правда, пока основными покупателями таких машин являются крупные компании.<BR>Официально в Россию поставляются только четыре автомобиля этого класса: Citroen Berlingo, Peugeot Partner, Renault Kangoo и Volkswagen Caddy (возможно, что в следующем году к ним прибавятся еще Opel Combo и Ford Transit Connect).<BR>Крупные компании закупают автомобили сразу большими партиями. Российский малый и средний бизнес не спешит пересаживаться с привычных отечественных недорогих грузовиков на иномарки. "Такие автомобили покупают не только из-за их экономичности и надежности, но и из-за соображений престижа. Если подходить с точки зрения сиюминутных затрат, то вместо одного Volkswagen Caddy можно купить две "ГАЗели", но необходимо помнить и про затраты на эксплуатацию", -- говорит Сергей Яблонский, менеджер по связям с общественностью ООО "Нева-Автоком". По мнению Владимира Васильева, генерального директора ООО "Авто Эксис", которое продает в Петербурге автомобили Citroen, через 2 года езды стоимость отечественной "ГАЗели" и французского Citroen Berlingo с дизельным двигателем сравняется. "При подобных расчетах экономических затрат необходимо учитывать не только первоначальную стоимость автомобиля, но и то, сколько раз машина в течение первых 2-3 лет будет ломаться, сколько будет стоить ее ремонт и какова будет цена подержанной машины при ее дальнейшей перепродаже", -- считает Владимир Васильев.<BR><BR><B>Переделки</B><BR>Современные фургоны отличаются тем, что они изначально делались именно как грузовики, а не переделывались из легковых моделей. Такие автомобили имеют оригинальный дизайн и хорошую грузоподъемность (600-800 кг). На российском рынке три из четырех моделей относятся к новому поколению пикапов, и лишь Volkswagen Caddy сделан на базе легкового автомобиля Polo. Тот факт, что в основе коммерческого автомобиля лежит легковая модель, еще не говорит о том, что такая машина сделана по устаревшим принципам. Например, совершенно новый Opel Combo, который пока не поставляется в Россию, создан на базе легкового хэтчбека Corsa.<BR>Список фургонов "нового поколения" мог бы расширить и Fiat Doblo, но итальянцы решили его в Россию официально не поставлять. "Fiat вообще проводит не совсем понятную политику, продавая в России только несколько моделей. В результате Doblo завозится к нам так называемым "серым" путем, и его стоимость получается довольно высокой -- около $13.000. Это ненормальная цена. Чтобы быть конкурентоспособным в этом сегменте, нам нужно продавать машины примерно за $10.000 за базовую грузовую версию", -- говорит Олег Лазарев, менеджер по продажам ООО "Центр СПАРЗ", официального дилера Fiat.<BR>Из общего списка иностранных фургонов немного выбивается Citroen Berlingo, который продается в России еще и под именем "Донинверст Орион-М", -- эти машины собираются из французских комплектующих на Таганрогском автомобильном заводе (ТагАЗ), который входит в группу "Донинвест". По своей стоимости они ниже французских аналогов, но, как выясняется, дилеры Citroen не очень любят эти машины, так как качество французской сборки несколько выше, чем таганрогской.<BR>Также следует отметить и еще одну особенность Citroen -- эта модель является почти полной копией Peugeot Partner, так как оба автопроизводителя входят в концерн PSA. "Вообще в концерне PSA Peugeot считается маркой, которая стоит классом чуть повыше, чем Citroen", -- считает Михаил Ефимов, начальник отдела продаж ООО "Автоевросервис", дилера Peugeot.<BR><BR><B>Универсальность</B><BR>Все иностранные фургоны имеют две модификации -- грузовая и грузопассажирская. "Грузовые версии чаще покупают крупные компании, которым выгоднее взять два небольших пикапа вместо одного большого грузовика", -- говорит Владимир Васильев.<BR>Пассажирская, или, точнее, грузопассажирская версия отличается остекленным кузовом и вторым рядом сидений, что позволяет перевозить до пяти человек. Благодаря этому такие машины позиционируют уже как некое универсальное транспортное средство, которое можно использовать и как обычный легковой автомобиль, и как грузовик. Правда, такие автомобили стоят примерно на $1000-2000 дороже, но статистика продаж показывает, что покупатели в России отдают предпочтение все же универсальности, а не дешевизне. Например, за первые 3 квартала 2002 года в России было продано 162 Renault Kangoo в пассажирской модификации и 77 -- в грузовой. Сейчас купить пассажирский Kangoo (обозначается как Kangoo Combi) довольно сложно. "Уже к середине сентября мы продали все, что было запланировано на целый год, и свободных автомобилей не будет до конца года. Такая ситуация связана с тем, что российское представительство Renault заранее заказывает определенное количество автомобилей той или иной модели, которые уже затем и собираются на конвейере. Просто так ввести дополнительное количество машин мы не можем, так как все автомобили Renault проходят специальную довольно серьезную подготовку для российских условий", -- говорит Эдуард Маркман, директор по продажам ООО "Петровский автоцентр".<BR><BR><B>Бензин или дизель</B><BR>Дизельный мотор имеет одно большое преимущество перед бензиновыми агрегатами -- дешевое топливо. Это важно для "автомобиля для бизнеса", но современные дизельные двигатели со сложными электронными системами довольно требовательны к качеству топлива. "У нас в России нет нормальной солярки. Даже если дизельное топливо полностью соответствует нашему ГОСТу, то оно все равно не отвечает стандартам, которые предъявляют современные дизельные двигатели к топливу. В свое время Renault привезла в Россию несколько дизельных Kangoo, которые проходили дорожные испытания зимой. После того как машины поездили на нашей солярке несколько месяцев, им сказали "до свидания". Дизельные двигатели требуют качественного и квалифицированного обслуживания и ремонта. Например, стенд для ремонта топливных насосов для таких моторов стоит около $100.000. Даже в Европе они есть далеко не у всех дилеров!" -- говорит Эдуард Маркман.<BR>Конкуренты Renault придерживаются другого мнения и считают, что дизельные двигатели для коммерческих фургонов имеют право на жизнь. "Дизели Citroen очень надежны и неприхотливы. За все время, что мы торгуем машинами с дизельными моторами, проблем с ними никогда не было. Кроме того, дизельный мотор изначально стоит дороже, но если ввозить грузовой вариант Berlingo, то его растаможка будет стоить дешевле, чем его бензинового аналога", -- говорит Владимир Васильев.