00:0009 декабря 200200:00
6просмотров
00:0009 декабря 2002
Олег Шуляковский, генеральный директор ОАО "Балтийский завод":
<BR><BR>Олег Шуляковский, генеральный директор ОАО "Балтийский завод":<BR>"Категорически не согласен с тем, что конкурентоспособность судостроительных компаний базируется на низкой цене на энергоресурсы и рабочую силу.<BR>Преимущества всех петербургских судостроительных предприятий в географическом положении. Мы можем выполнять экспортные заказы, включая в производственную цепочку европейских производителей комплектующей автоматики. Если судовладелец заказывает судно в Японии или Корее, то тем самым он вырубает свою высокотехнологичную промышленность.<BR>Географическое положение нашего города позволяет производить просто корпуса судов и легко транспортировать их в любую страну для достройки.<BR>Технологических конкурентных преимуществ перед западным производителем у нас нет. Если тендер проводится без политического подтекста или без инфраструктурной привязанности одной страны к другой, выиграть его нам невозможно. Индия и Китай исторически связаны с нашей страной, у нас другие стандарты. Наши корабли по качеству не хуже, но имеющиеся иностранные заказы -- не тендер в чистом виде.<BR>Стоимость энергоресурсов, заработная плата -- не абстрактные величины, которые можно сравнивать по усредненному уровню. Это все производные производительности труда. Если пересчитать нашу зарплату и наши энергоресурсы к производительности труда, запросто можно показать, что затраты у нас выше, чем на Западе.<BR>Мы затрачиваем гораздо больше материальных и людских ресурсов на производство той или иной единицы продукции. Отсюда суммарные затраты на любое судно, которое мы строим, по крайней мере не меньше, чем у наших западных конкурентов.<BR>Это поверхностная точка зрения, что наши энергоресурсы дешевле. Я давно стараюсь не говорить о стоимости энергоресурсов в обороте нашей компании. При наших оборотах это маленькие цифры. Доли процента, а у некоторых -- 15%. Это не наше достижение, хотя мы занимаемся уменьшением наших материальных затрат.<BR>Нас этому еще Карл Маркс учил, это все производные, нельзя сравнивать абсолютные цифры. Что такое производительность труда? Это оборот, поделенный на персонал.<BR>Усредненные цифры для Запада -- примерно $180 тысяч на одного работника. У нас в прошлом году производительность была чуть выше $40 тысяч. Причем мы по этому показателю одни из лучших в городе.<BR>Вся беда статистики в том, что они постоянно считают никому не понятные цифры. Кто-то считает выручку, кто-то реализацию, кто-то товарный выпуск, а на самом деле, чтобы судить об эффективности предприятия, нужно знать две цифры: оборот и персонал. Поделите одну на другую, получите производительность, и неважно, кого на предприятии больше -- рабочих или инженеров.<BR>Нас волнует колоссальный разрыв в производительности труда, из-за которого страна проигрывает соревнование в самолетостроении, машиностроении, по высоким технологиям.<BR>Мы проиграли не политически, а технологически. Технология -- это процесс разложения производства самого сложного продукта на элементарные операции, которые может выполнять работник средней квалификации. И именно это определяется уровнем тех машин и механизмов, которые в данный момент есть и резко снижают трудозатраты на единицу продукции.<BR>Надо изучать, перенимать опыт и модернизировать производство на уровне новейших достижений в той области, которые в мире есть, выбирать людей, повышать оставшимся зарплату, выравнивать производительность с западными специалистами, требовать западное качество товара.<BR>Мы нашли финансовые силы, для того чтобы оснастить цех по обработке металла, первый цех в технологической цепочке любой судостроительной компании. И у нас получилось создать цех, отвечающий всем современным технологическим требованиям. Если мы обрабатывали 20-24 тысячи тонн металла в год при составе цеха 250 человек, то сегодня -- 60 тысяч тонн при немецких нормах 15 человек, а у нас будет -- сейчас мы этот цех только выводим -- 50-60 человек. Техника и технология иностранные.<BR>Никогда не существовало производства средств производства на том качественном уровне, что был в мире. Мы проиграли техническое и технологическое соревнование в районе 70-х годов. И разрыв растет.<BR>Изобретать велосипед, ставить таможенные барьеры, покупать отечественные станки -- это гробить все дело. Если кто-то производит достойное, не надо барьеров, мы купим обязательно здесь.<BR>Мы ведь купили обрабатывающий центр у завода Свердлова, потому что это достойный станок, правда с автоматикой Сименса, но он отвечает современным требованиям.<BR>Пошлины и барьеры законсервируют это отставание окончательно". (Б.М.)