Срочно требуется средний класс

В Смольном, на фоне парадного портрета Ленина, специалисты пытались выявить признаки выветренного вихрями революций и кризисов среднего класса.

<BR><BR>В Смольном, на фоне парадного портрета Ленина, специалисты пытались выявить признаки выветренного вихрями революций и кризисов среднего класса.<BR>Первая конференция "Средний класс. Мифы и реальность" доказала, что, если среднего класса нет, его нужно придумать. Размытость явления среднего класса демонстрировали сами фирмы -- соорганизаторы конференции: компания "Дарья", выпускающая в том числе продукты премиум-класса, и Sela, которая позиционирует свою одежду с ценообразованием "ниже среднего".<BR><BR><B>Чудо-класс</B><BR>Татьяна Гурова, руководитель проекта "Стиль жизни среднего класса" МА "Эксперт", напомнила об одной из теорий, по которой первый этап в развитии общества сопровождается войнами, его двигатель -- народ. Третий -- быстр и суетен, зависит от элиты. Стало быть, второй, в котором мы пребываем, определяется средним классом. По исследованиям "Эксперта", средний класс на 55% состоит из наемных высокооплачиваемых менеджеров, на 15% из руководителей, на 10% -- из представителей свободных профессий, на 20% -- из высокооплачиваемых рабочих.<BR>Исследователи подчеркивают, что средний класс кроме "несредних" для России доходов придерживается определенного образа жизни, ценностей и так далее. Соответственно, он наиболее предсказуем для маркетологов, удобен для производителей, лоялен по отношению к власти. Одним словом -- "чудо-класс". Разговоры о среднем классе начались сразу после кризиса, когда все вдруг спохватились, что средний класс вроде появился на мгновенье, но гарант стабильности в обществе не уберегли. И, судя по тем границам, в которые исследователи щедро начали включать народонаселение с доходами от $150 на члена семьи (нижняя граница) и до "бесконечности" (то есть до состояний олигархов), в средний класс парадоксальным образом попадает большая часть жителей, по крайней мере столиц. Но если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе: идентифицированные со средним классом, который позиционируется как престижный статус, потребители постепенно смогут принять его ценности, чтобы затем в свою очередь стать прогнозируемыми для исследователей и производителей. Предметы первой для среднего класса необходимости (по исследованиям МА "Эксперт") -- сотовый телефон, компьютер и автомобиль. Повернув ситуацию наоборот, можно предположить, что владелец этих атрибутов становится причастным к среднему классу и, соответственно, поддается заданной социологами программе.<BR><BR><B>Средняя школа</B><BR>Как заметил Петр Залесский, директор исследований "Комкон-Медиа", средний класс -- это тоже товар. В итоге маркетологи уже продают исследования по среднему классу, а производители корректируют свои коммуникации под его ценности, которые согласно западным сентенциям в рекламных сообщениях балансируют между свободой и стабильностью, семейными ценностями и оптимизмом. Кстати говоря, по исследованиям маркетингового агентства "Эксперт", представители среднего класса надеются на увеличение своего благосостояния еще больше, чем в прошлом году, даже несмотря на прогнозы о стагнации экономики.<BR>Что касается западного опыта, Игорь Качалов, старший партнер маркетинговой компании "Качалов и коллеги", заметил, что, если говорить о свободе, прежде всего нужно иметь в виду потребительскую свободу, то есть сугубо материальные возможности поехать "туда, не знаю куда", купить "то, не знаю что". В западных странах, по сведениям Качалова, вход в средний класс стоит от $1 тыс. до $5 тыс.; все что ниже $500 -- уровень бедности. В связи с этим Петр Залесский к вящему сокрушению зала заметил, что в таком случае единственным представителем среднего класса покамест является Анатолий Чубайс.<BR>Между тем, по словам Качалова, доходы -- это входной билет в средний класс; чтобы им действительно быть, нужно выполнить ряд вышеназванных условий. Средний класс как товар также имеет потребительские свойства.<BR><BR><B>Не для средних умов</B><BR>На конференцию был приглашен соавтор нашумевшей книги "Бизнес в стиле фанки" Кьелл Нордстрем, который прочел единственный на конференции доклад, где словосочетание "средний класс" не прозвучало ни разу. Более того, если бы не название доклада "Средний класс и фанки-стиль", могло сложиться впечатление, что все "среднее" вызывает у докладчика неудовольствие.<BR>Извиняясь за поток фанки-сознания, профессор назвал свой доклад иллюстрацией мирового хаоса, в котором становятся заметными только яркие идеи. В частности, по его мнению, глобализация не приведет к унификации мира: напротив, он станет более разнообразным, поскольку в нем актуализируется значимость идей, которые материализуются в открытые системы, самобытные сообщества, вроде Силиконовой долины или террористических организаций. В защиту индивидуальности, касающейся как человеческого таланта, так и талантливой упаковки, он привел в пример успех суперзвезд и основателей "временных монополий", тех, кто предлагает уникальные идеи в мире хаоса. Степень прозрачности, которая, по его мнению, нагнетается в мире, превращает рынок в базар фактически с одинаковыми предложениями, где лучше всего продается талант. Насколько было можно понять из его слов, неважно, какой при этом класс является потребителем уникальных идей.<BR>