00:0005 декабря 200200:00
10просмотров
00:0005 декабря 2002
Коллегия Министерства связи и информации РФ одобрила "Концепцию развития рынка услуг почтовой связи", которая должна быть внесена в Правительство РФ для рассмотрения в I квартале 2003 года.
<BR><BR>Коллегия Министерства связи и информации РФ одобрила "Концепцию развития рынка услуг почтовой связи", которая должна быть внесена в Правительство РФ для рассмотрения в I квартале 2003 года.<BR>Почти одновременно постановление Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ подкрепило экономическую базу реформ, утвердив повышение тарифов на услуги почтовой связи на 14%.<BR><BR><B>Деньги на деньги, без денег</B><BR>Тарифы на регулируемые универсальные услуги почтовой связи, под которыми подразумевается пересылка почтовых карточек, писем, бандеролей на всей территории Российской Федерации, повышаются второй раз за год.<BR>Примечательно, что первое повышение состоялось весной, вскоре после того, как Правительство РФ в целом одобрило концепцию реструктуризации федеральной почтовой связи. Теперь, когда концепция практически готова, цены выросли вновь. Однако эти меры не сделали ведомство привлекательным для внешних инвесторов.<BR>Из 82 региональных управлений почтовой связи 20 сегодня убыточны. Средняя рентабельность всей почтовой системы 3-4%, а должна составлять хотя бы 7%. Почта теряет рынок распространения печатной продукции (-35% рынка за последние 5 лет). Рынок международной экспресс-почты, оцениваемый в России в $100 млн, почти полностью контролируется частными компаниями (DHL, TNT, UPS и FedEx).<BR>Парк почтовых вагонов и сортировочных машин изношен. Основную прибыль почты по-прежнему "съедают" бюджетники, которые не привыкли платить во-время и сполна. В результате нарушаются сроки доставки корреспонденции. Объемы почтовых отправлений продолжают сокращаться.<BR>Чтобы хотя бы приблизиться к мировым стандартам, в ближайшие 3 года в отрасль нужно вложить не менее $1 млрд. Эти деньги предназначены для увеличения рентабельности почты путем модернизации транспортной службы и внедрения информационных технологий для реализации таких современных услуг, как посылочная торговля, экспресс-доставка почты, денежные переводы и др. Помимо этого в Минсвязи рассматривают даже возможность создания собственной почтовой авиации. И все это -- за счет "внутренних резервов" и привлеченных средств.<BR>Минсвязи утверждает, что собственно реструктуризация не потребует ощутимых затрат: это траты, связанные с учреждением ФГУП "Почта России", оформлением передачи части федеральной собственности на его баланс. Они легко будут покрыты из текущих доходов почты. Если же говорить о модернизации, то на период от 3 до 5 лет (для создания современной системы сортировки, обработки, единого информационного центра и др.) потребуется не меньше 30-35 млрд руб.<BR><BR><B>Собственно программа</B><BR>Программа реструктуризации российской почты была разработана специалистами межведомственной рабочей группы, в которую вошли представители Минсвязи, Минэкономразвития, Мингосимущества и других ведомств.<BR>Консолидацию отделений связи планируется осуществить не по территориальному принципу, как это было в случае с ОАО "Связьинвест", в который вошли 89 региональных компаний электросвязи (см. "ДП" №59/99, www.dp.ru). В случае с почтой будет применен функционально-территориальный принцип по направлениям бизнеса (транспортно-сортировочная сеть, международная почта, региональная доставка, сеть почтовых отделений, финансовые услуги, функции координации и поддержки).<BR>Федеральная транспортно-сортировочная сеть будет осуществлять сортировку писем, посылок, экспресс-отправлений и периодических изданий, а также их транспортировку между сортировочными пунктами.<BR>Региональная сеть доставки будет обеспечивать сбор и доставку почты от и до сортировочных пунктов федеральной транспортно-сортировочной сети, осуществляя функцию так называемой "последней мили".<BR>Структурная единица "Международная почта и экспресс-почта" будет отвечать за расширение диапазона услуг международной почтовой и экспресс-почтовой связи и развитие отношений с почтовыми экспресс-почтовыми операторами зарубежных стран.<BR>Сеть почтовых отделений будет отвечать за преобразование существующих почтовых отделений в высокоэффективную розничную сеть по продаже широкого спектра почтовых (в том числе финансовых) и сопутствующих услуг, повышение качества обслуживания в отделениях, а также обеспечение необходимых социальных гарантий почтовым работникам.<BR>Структурная единица "Финансовые услуги" будет отвечать за разработку (расширение диапазона) и предоставление финансовых услуг.<BR><BR><B>Мечта Минсвязи</B><BR>Основная цель реформ состоит в создании условий, которые позволят компаниям предоставлять населению так называемую универсальную почтовую услугу на всей территории России, а также повысят инвестиционную привлекательность федеральной почты.<BR>Иными словами, социальный набор почтовых услуг (прием и доставка посылок, писем и бандеролей) должен быть доступен в любом населенном пункте страны.<BR>План по реструктуризации почты рассчитан на 3 года.<BR>В рамках первого этапа уже создан национальный оператор почтовой связи ФГУП "Почта России". Второй этап предусматривает внедрение новых нерегулируемых МАП высокодоходных услуг.<BR>Предполагается провести консолидацию всех почтовых предприятий и запустить особо значимые инвестиционные проекты. Акционировать почту и создать ОАО "Почта России" планируется к 2005 году. Внешние же инвестиции будут привлечены лишь в 2010 году.<BR>По рекомендации западных экспертов за 5 лет полного госконтроля новая компания сможет повысить капитализацию, чтобы впоследствии привлечь стратегического инвестора.<BR>Тогда можно продавать часть акций "Почты России", сохранив при этом 51% акций у государства. Сейчас министерство готовит соответствующую поправку в федеральный Закон "О почтовой связи", которая разрешит создать на базе предприятий федеральной российской почты акционерное общество.<BR><BR>"Вне конкуренции"<BR>Участники рынка и эксперты весьма осторожно относятся к идее реформирования и тем более акционирования российской почты.<BR>Владимир Богданов, аналитик финансовой корпорации "НИКойл", утверждает, что на долгосрочную перспективу почта не будет являться инвестиционно-привлекательным сектором: "Потенциальным инвесторам более привлекательны другие сектора телекоммуникационного рынка, к примеру мобильный.<BR>Этот сектор недооценен относительно западных рынков, и у него очень большой потенциал роста в России. Плюс предприятия этого сектора публичны, имеют хорошую кредитную историю, их акции торгуются.<BR>Сложно проводить такую аналогию, но посмотрите на операторов "Связьинвеста". Сколько раз поднимали тарифы, и то они еще не вышли на окупаемость. Насколько я знаю, сейчас они позволяют себе работать ниже себестоимости. О сельской связи я не говорю -- там полная убыточность. Таким образом, то, что почта подняла тариф на 14%, -- это ничто.<BR>К счастью, в России уже не тот период, когда негосударственные или полугосударственные компании можно заставить стать акционером того, что невыгодно. Акционером становятся в том случае, когда актив становится привлекательным и в долгосрочной перспективе может принести прибыль социальному инвестору.<BR>Если актив непривлекательный и зависит от государственных тарифов, то под него найти инвесторов сложно.<BR>Таким образом, корпоративным структурам такая почта долгие годы будет неинтересна".<BR>Специалисты, работающие в сфере доставки корреспонденции и товаров, не видят явной угрозы для себя в планах МСИ вывести ФПС на рыночный уровень. "Честно говоря, не считаю, что государственная служба сможет составить конкуренцию частным курьерским фирмам, -- говорят в курьерской компании "Ситиэкспресс". -- У нас, в принципе, и так на рынке достаточно высокая конкуренция, у каждого оператора существует свой круг клиентов. Главным критерием в этом виде бизнеса является качество работы, а не цена, а имидж почты в этом отношении всем известен".<BR><BR><B>Почтовая связь России</B><BR>Почта России состоит из почти 42.000 объектов, среди которых более 40.000 отделений почтовой связи, 1860 узлов почтовой связи, около 100 почтамтов, 81 региональное управление федеральной почтовой связи в каждом из субъектов Федерации и 10 функциональных предприятий. В числе этих 10 предприятий -- ФГУП "Межрегиональный специализированный почтовый центр", Главный центр магистральных перевозок почты, работающий в интересах всей почтовой сети, который занимается организацией всех перевозок всеми видами транспорта, в том числе авиатранспортом (арендованным) и почтовыми вагонами.<BR>По всем предприятиям форма собственности -- федеральная: 81 госучреждение и 10 ФГУПов. Все предприятия юридически самостоятельны.<BR>В 2000 году валовой доход составил 16,3 млрд руб., в 2001 году -- около 20 млрд руб. Треть доходов почта получает от финансовых услуг. Все срочные почтовые отправления находятся в руках частных компаний.