В Москве на Новый год построят Петербург

Москва окончательно опетербуржилась. И даже празднование 300- летия Петербурга начнется не в мае, а 31 декабря, и не в городе на Неве, а в Москве.

<BR><BR>Москва окончательно опетербуржилась. И даже празднование 300- летия Петербурга начнется не в мае, а 31 декабря, и не в городе на Неве, а в Москве.<BR>Атриум столичного Гостиного двора преобразится в императорский Петербург, в декорациях которого состоится благотворительный бал. Он будет посвящен двум событиям -- юбилею Петербурга и 100-летию последнего сезона придворных балов в Зимнем дворце, на которых весь цвет русской аристократии танцевал в костюмах ХVII столетия: боярынь, стольников, стрельцов и т.п.<BR><BR>Back in...<BR>Костюмированные балы и собственно маскарады вошли в особую моду со времен императрицы Елизаветы Петровны. Как говорят историки, сама Елизавета до страсти любила рядиться, находила, что ей идет мужской костюм, и довольно часто устраивала при дворе маскарады, называвшиеся "Метаморфоз". На них назначенные лично ею лица должны были являться в одежде противоположного пола. "Правда, что нет ничего безобразнее и в то же время забавнее, как множество мужчин, столь нескладно наряженных, и ничего более жалкого, как фигуры женщин, одетых мужчинами. Большинство являлись на эти балы злыми, как собаки", -- вспоминала невольная участница этих балов Екатерина II. Вот как они описываются в книге-энциклопедии "Балы и праздники в России": "Это в своем роде было действительно занятное зрелище: высоченные красавцы-гренадеры и камер-юнкеры в нахлобученных женских париках, с голыми по локоть волосатыми руками, в гигантских юбках (каркасы которых, фижмы, по тогдашней моде достигали в поперечнике 2-2,5 м) и с выражением бессильной ярости на лицах, плясавшие менуэт с маленькими, неловкими и робеющими, потерявшими привлекательность дамами, испуганно шарахающимися от фижм кавалеров.<BR>Фижмы переряженных кавалеров и в самом деле представляли некоторую опасность: ими не только сметали безделушки со столов, но и опрокидывали тяжелую мебель. Нередки были случаи, когда и дамы оказывались "уронены" на пол юбками кавалеров и с большим трудом, барахтаясь, могли потом освободиться и встать на ноги".<BR>При Екатерине II придворные маскарады в иные периоды устраивались чуть ли не еженедельно. Тогда все более популярными становились и общественные маскарады. По требованию полиции устроители маскарада просили снять маски и записывали "анкетные данные" у первых и последних десяти посетителей, а наутро начальник городской полиции -- обер-полицмейстер -- предоставлял этот список "ко дворцу". Эта традиция была установлена Екатериной II, желавшей знать, кто из ее подданных больше других любит повеселиться. Желавшие сохранить инкогнито приезжали к середине вечера и уезжали задолго до его конца.<BR><BR>Next<BR>Бал спустя 100 лет со дня последнего придворного бала в Зимнем дворце (в начале 1903 года) пройдет так. Гости съедутся к атриуму 31 декабря к 22.00. Потом со стороны Ильинки по парадной лестнице войдут в Гостиный двор, где их будут встречать кавалергарды времен Екатерины II. Придворные лакеи проводят гостей в гардеробные анфилады, где те переоденутся в заранее подготовленные костюмы.<BR>Затем по парадной лестнице гости попадут на народное гулянье с цыганами, цирковыми артистами, клоунами и ряжеными. Все желающие смогут покататься на льду, съехать с настоящих горок или покачаться на больших качелях. Для гостей будет построен ярмарочный городок с лотками, кукольными театрами, трактирами, горками и фотосалонами. Официанты будут зазывать на блины с икрой, водочкой, солеными огурцами, капустой и пирогами. Под звуки фанфар откроются ворота Летнего сада, и зрители увидят перспективу на стрелку Васильевского острова. Гости будут приглашены в императорский зал, где их ожидают каскадные фонтаны, волшебные корабли-люстры, фейерверк и т.д. и т.п. <BR>Мысль перенести Петербург в Москву принадлежала Андрису Лиепе. "Когда Андрис обратился к нам с идеей построить в столице Петербург, мы с удовольствием ее поддержали, -- говорит глава Представительства Петербурга в Москве Вагиф Гусейнов. -- В итоге была выбрана самая большая крытая площадка в Европе (14 тысяч м2) и одна из самых красивых, построенная Джакомо Кваренги. Проект большой и затратный. Спонсором стало ЗАО "Балтийская строительная компания", давшее фонду деньги взаймы без всяких процентов и залогов".<BR>Игорь Найвальт, председатель совета управления ЗАО "БСК", говорит, что согласился участвовать в проекте без колебаний: "С моей ремесленной точки зрения, мне он обалденно понравился! Андрис -- абсолютно творческий человек, чудо русского балета, который также талантливо, как и в танце, проявляет себя в бизнесе". Объем средств, вложенных в проект, не разглашается, однако исходя из стоимости билетов на вечер, можно сделать вывод, что организаторы хотят выручить от $1 млн до $1,5 млн. Сам Андрис Лиепа тоже не захотел говорить о деньгах. "Это не бизнес, это -- культура, -- деликатно, но достаточно жестко он парировал просьбу назвать стоимость проекта. -- Строители строят надолго. Мы, люди искусства, стараемся делать иллюзию постройки. В прошлом году мы создали иллюзию Венеции в Москве. В этом году мы придумали начать Новый год под эгидой празднования 300-летия Петербурга. Для работающих в Москве компаний, особенно петербургских, есть возможность показать, что это праздник не только городской". Он и так будет, за исключением посвящения, мало иметь отношения к юбиляру, поскольку вырученные от проведения бала деньги будут направлены в фонд "Тысячелетие крещения Руси" на восстановление храма Живоначальной Троицы на Каширском шоссе. Это единственное условие, которое выставил спонсор организаторам праздника, и единственное, что связывает обе столицы крепче самого юбилея. Дело в том, что Игорь Найвальт планировал спонсировать проект строительства этого храма на Троицкой площади, однако градостроительный совет Петербурга проект "зарубил". <BR>