00:0003 декабря 200200:00
23просмотров
00:0003 декабря 2002
Мебель для детей в России остается наиболее "бесхозным и невозделанным" сегментом мебельного рынка, который в 2001 году лишь на треть ($1,65 млрд) смог удовлетворить потенциальный спрос объемом $5-6 млрд.
<BR><BR>Мебель для детей в России остается наиболее "бесхозным и невозделанным" сегментом мебельного рынка, который в 2001 году лишь на треть ($1,65 млрд) смог удовлетворить потенциальный спрос объемом $5-6 млрд.<BR>Потенциальная емкость сегмента детской и подростковой мебели в 2001 году оценивается в $400 млн (см. врезку), и в ближайшее время сегмент ежегодно будет увеличиваться на 7-10%. Реальную картину рынка мебели для растущих сограждан не дают ни отчеты отечественных предприятий-производителей, ни таможенные документы фирм-импортеров.<BR>Выпускаемая отечественной промышленностью детская мебель находится в "безотчетном" состоянии, так же как и импортируемая мебель, поскольку ни та, ни другая не выделены в отдельную группу и классифицируются в составе остальной мебели по видовым и функциональным признакам (см. табл.).<BR>Третьей составляющей мебельного рынка наряду с готовой мебелью российского и зарубежного производства является мебель, сделанная на заказ. Только в официальной статистике такая мебель учитывается не в разделе о произведенной мебели, а в разделе "Услуги населению" под кодом "Типовая мебель".<BR><BR><B>В плену стандартов</B><BR>Одной из причин низкого производства "официальной" детской мебели, по мнению самих производителей, являются высокие требования ГОСТов к материалам.<BR>По словам Сергея Гущина, начальника отдела экспертизы мебели Центра независимой потребительской экспертизы, в Указателе стандартов 2001 года, включающего все действующие на территории России ГОСТы, отдельного стандарта на детскую мебель не существует. Также нет ГОСТа, определяющего мебель детскую, школьную и подростковую.<BR>Что же касается материалов для изготовления детской мебели, то в ГОСТе 3916.1 и 3916.2 говорится только о допустимом применении фанеры класса эмиссии Е1. Комплектующие (поролон, ткани) обязательно должны сопровождаться сертификатами на них, а также сертификатами соответствия и гигиеническими заключениями.<BR><BR><B>Что почем</B><BR>Несмотря на то что практически каждый российский производитель в своем ассортименте имеет хотя бы один детский комплект, мебель для детей на рынке представлена достаточно слабо.<BR>Мебель отечественных производителей, пользующаяся наибольшим спросом у российских семей, представлена в ценовой категории $0,5-0,8 тыс. -- фабрики "Шатура", "Камбио", "Ника" и ряд других.<BR>Лидером на российском рынке импортной мебели, в том числе и среди мебели для детей, является Италия. По данным "Фонда информационных технологий", доля итальянской мебели на российском рынке в 2001 году составляла 36,1% от общей доли импортной мебели ($54,3 млн).<BR>Итальянские комплекты для детей и подростков представлены в ценовом диапазоне $2-3 тыс. -- мебель фабрик Doimo, Siloma, Maxcott, Reck's, Perfecta, Tieffe, Faer, Di Liddo&Perego, Novamobili, Sprint, Records и др. (цена комплекта складывается из цен на отдельные модули: кровати, письменного стола, шкафа, тумбочки или стеллажа для школьно-письменных принадлежностей.).<BR>Детская мебель французских фирм Gautier, Vibel, германских Haba, Welle и испанской фабрики Antaix стоят около $3 тыс. Детская мебель от других производителей этих стран предлагается по еще более высоким ценам.<BR>До $1,5 тыс. можно купить мебель фабрики Mevi (Бельгия), а также мебель совместного производства от компаний Vox (Польша-Швейцария), Mr.Doors (Россия-США), Astron (Россия-Германия), "Энран Акрос" (Украина-Австрия), "Р.К.С." (Украина-Дания) и "Эрготек" (Украина-Италия).<BR>Среди стран СНГ основным импортером является Украина. По данным "Фонда информационных технологий", в первом полугодии 2002 года было импортировано украинской мебели на сумму $11,9 млн.<BR>По данным Европейской федерации производителей мебели, в 2001 году в Россию импортировано мебели на сумму $470 млн, на рынок Петербурга -- на $120 млн.<BR><BR><B>Конкурентные забавы</B><BR>Основным конкурентом для отечественных производителей, выпускающих доступную по цене мебель, является шведская корпорация IKEA, считающая главным своим клиентом семью с ежемесячным доходом $200 на человека. На долю российской продукции в общем объеме продаж IKEA на территории РФ приходится 10-12%, остальная -- импортная. Общий объем продаж в России в 2001 году составил порядка $200 млн.<BR>Делая ставку на привозную мебель, шведы пока только думают инвестировать в производство на территории России (планируемые инвестиции $140 млн должны быть направлены на модернизацию и увеличение уже существующих деревообрабатывающих и мебельных предприятий, а также на строительство новых).<BR>Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, добиваясь повышения ввозных пошлин на импортную мебель, таким образом стремится вытеснить с российского рынка западного гиганта и дать шанс российским мебельщикам на развитие родного мебельного рынка.<BR>Правительственная комиссия поддержала ассоциацию и представила на рассмотрение Правительству три варианта защитных мер в отношении отечественного рынка мебели.<BR>Первый -- вернуться к положению 2001 года: 0,8 евро за 1 кг -- для весовой составляющей.<BR>Второй -- увеличить специфическую (весовую) составляющую до 1,1 евро за 1 кг, то есть почти вдвое против нынешнего уровня. Адвалорная (процентная) часть пошлины останется прежней -- 20%.<BR>В этих двух вариантах под предложение о повышении специфической составляющей подпадает до 70% импортной мебели. В этом случае с российского рынка вовсе исчезнет дешевая продукция, а цены на мебель стоимостью $600-1500 вырастут на 20-30%.<BR>Третий вариант -- раздельные пошлины на дорогую и дешевую мебель. Для дорогой (от $1500) оставить только ценовую составляющую, а для дешевой (до $1500) -- только весовую. При этом цены на элитную импортную мебель не изменятся. А вот для мебели средней ценовой категории и дешевой мебели введение весовой составляющей может оказаться критичным.<BR>Какой именно вариант предпочтет Правительство, пока неясно. Эксперты считают, что наиболее вероятен третий. Все должно решиться к концу года.<BR><BR><B>Расходы на детскую мебель</B><BR>В структуре расходов семьи с доходом $250-400 на человека в месяц на мебель и бытовую технику приходится 6%; на семью с доходом $100 на человека в месяц -- 10%.<BR><B>Состояние сегмента рынка</B><BR>Согласно исследованию компании "Комкон-СПб", в 2001 году детский гарнитур имело только 7,1% российских семей.<BR>Причем 26,5% этих семей детский гарнитур купили более 10 лет назад, 8% купили детскую мебель в период от 3 месяцев до 1 года к моменту опроса (см. диагр.).<BR><B>Стандарты на мебель</B><BR>Детская мебель регламентируется по основополагающему ГОСТу 16371-93 "Мебель. Общетехнические условия". В нем даны требования для детской мебели, об отличиях в маркировке детских столов (должен указываться средний рост детей и кодировка цвета детской мебели).<BR>Детская мебель также регламентируется по ГОСТу 19917-93 "Мебель для сидения и лежания. Общетехнические условия".<BR><B>Расчет емкости рынка</B><BR>Для расчета потенциальной емкости рынка детской и подростковой мебели использован нормативный метод, основанный на применении норматива -- рациональные нормы потребления непродовольственных товаров и услуг.<BR>По оценке Госкомстата, численность постоянного населения России на 1 августа 2002 года составляла 143,4 млн человек, из которых около 25% -- дети и подростки до 18 лет. При реальной емкости мебельного рынка в $1,65 млрд (в 2001 году) один российский житель в год "покупает" мебель на $11,5. Исходя из того что потребителем детской мебели является семья, использована следующая формулы расчета потенциальной емкости этого рынка: Ерм = Nni х Si, где: Ерм -- емкость рынка детской мебели; Nni -- существующая норма потребления отдельных видов (i) мебели на человека ($11,5); Si -- численность i-й группы потребителей: число детей и подростков до 18 лет (36,1 млн чел.). Исходя из реальной емкости мебельного рынка в целом, количества детей разных возрастных групп, потенциальная емкость рынка детской и подростковой мебели на период 2001 года составила $400 млн.