00:0002 декабря 200200:00
13просмотров
00:0002 декабря 2002
Последние сделки по купле-продаже петербургских банков показывают, что на рынке есть как предприятия, уже разочаровавшиеся в собственном банковском бизнесе, так и те, которые, наоборот, приобретают или собираются приобретать свой финансовый институт.
<BR><BR>Последние сделки по купле-продаже петербургских банков показывают, что на рынке есть как предприятия, уже разочаровавшиеся в собственном банковском бизнесе, так и те, которые, наоборот, приобретают или собираются приобретать свой финансовый институт.<BR>Приобретение и управление собственным банком требует от компаний все больших затрат. Не всегда банки используются эффективно, что в итоге приводит к выходу предприятий из этого бизнеса.<BR>Российская практика взаимоотношений предприятий и принадлежащих им кредитных организаций показывает, что основной целью вхождения в капитал банка обычно является не получение прибыли от банковской деятельности, а решение собственных проблем и задач предприятия.<BR>Часто банк становится "кэптивным" -- лишается самостоятельности во всех вопросах проведения операций. Выйти из капитала такого предприятия с прибылью очень трудно.<BR><BR><B>Переток капитала</B><BR>"Цель приобретения своего банка одна и весьма простая -- иметь все свои денежные потоки под контролем лояльных банкиров, которым владельцы предприятия могут доверить серьезные деньги", -- говорит старший экономист ЗАО "Объединенная финансовая группа" Алексей Заботкин.<BR>В зависимости от того, на каком этапе развития находится предприятие, его потребности могут простираться от расчетно-кассового обслуживания и кредитования до организации сложных схем по оптимизации налогообложения с использованием банка.<BR>Большинство петербургских банков создавалось в начале 90-х годов прошлого века при участии предприятий, но за прошедшее время большинство из тех, кто выжил, сменили владельцев. Характерно, что в целом предприятия снижали свою долю в капитале кредитных организаций, которые переходили в руки банковского менеджмента или других банков.<BR>Сейчас купить небольшой петербургский банк можно всего за несколько сотен тысяч долларов. За эти деньги предприятие получит банк фактически без реальной деятельности, с лицензией только на право проведения рублевых операций. "Чистый" банк с генеральной лицензией, дающей право на полноценную деятельность, стоит от $1 млн.<BR>По словам старшего аналитика агентства "Рус-Рейтинг" Сергей Тубина, большинство сделок купли-продажи банков в Москве совершается с участием профессиональных посредников, предоставляющих комплексную услугу -- отбор банков для продажи, поиск покупателей, проведение оценочных мероприятий, юридическое оформление сделки. Несмотря на то что подобные посредники работают и с региональными банками, в Петербурге сделки в основном проходят напрямую.<BR><BR><B>Нагревание кармана</B><BR>Многие предприятия выбирают полный контроль над "карманным" банком, а не покупку небольшого пакета. "Карманный" банк не является устойчивым, так как есть риск, что владелец потребует от банка действий, которые будут вредить финансовому положению банка", -- говорит аналитик ИГ "Атон" Мадина Бутаева.<BR>"Одновременно и преимуществом и недостатком является "завязка" на главного акционера. Это обеспечивает определенную стабильность, но только до тех пор, пока главный акционер сам не столкнется с какими-либо сложностями", -- соглашается Алексей Заботкин.<BR>Как правило, полностью контролируемый банк менее прибылен, так как его главной целью является обслуживание интересов собственника. Кроме того, такой банк имеет менее раскрученный брэнд, меньшие возможности привлечь квалифицированный персонал и ограниченный собственником спектр проводимых операций.<BR>Из положительных факторов специалисты отмечают снижение риска кредитования, отсутствие необходимости в значительных затратах на поиск клиентов, а также защиту финансовой информации и реализуемых финансовых схем от посторонних.<BR>По мнению одного из представителей банковского сообщества, первым шагом предприятия после покупки своего банка должен стать "поиск квалифицированного банковского персонала, который нужно эффективно замотивировать (обычно в "карманных" банках низкий уровень зарплаты), построение системы внутреннего учета и налаживание связей с надзорными органами".<BR>В практике петербургских банков были случаи, когда отсутствие одного или нескольких подобных шагов приводило к ухудшению финансового состояния банка. Как отмечает Сергей Тубин, контроль над банком не обеспечивает 100%-ную сохранность и эффективное использование средств предприятия, так как все зависит от грамотного управления, а не только от факта владения.<BR>Можно отметить, что банки, контролируемые одним собственником, часто вынуждены выдавать кредиты независимо от финансового состояния предприятия или под плохой залог.<BR>"Для того чтобы банк был прибыльным, не потерял лицензию, предприятие-собственник должно по возможности диверсифицировать деятельность банка и развивать его как самостоятельное направление бизнеса", -- говорит Алексей Заботкин.<BR>Несколько последних сделок по продаже крупными предприятиями долей в банках объяснялись бывшими владельцами выходом из непрофильного для них бизнеса. В действительности чаще всего собственники не хотят вкладывать значительные средства в развитие банка.<BR>К 2007 году собственный капитал банков должен составлять не менее 5 млн евро. Этому требованию сейчас не удовлетворяет около половины петербургских банков. Большинство "карманных" банков не выходит из разряда мелких и не могут предложить предприятию комплексное обслуживание.<BR>Как следствие, банк не вписывается в систему бизнеса собственника. При этом выгодно продать такой банк довольно сложно. Несколько мелких петербургских банков уже давно выставлены их владельцами на продажу, но сделок не происходит.<BR>"Из-за высоких рисков ни одному нормальному инвестору карманные банки неинтересны и не будут интересны еще очень долго", -- говорит Мадина Бутаева.<BR><BR><B>За долю малую</B><BR>Альтернативой покупке небольшого банка для предприятия является приобретение на эту же сумму доли в более крупном банке. За счет этого компания может увеличить свои возможности в получении прибыли, рациональном размещении средств, управлении денежными потоками. Кроме того, наличие доли и определенного влияния на крупный надежный банк улучшают имидж компании.<BR>С другой стороны, по мнению Алексея Заботкина, миноритарная доля в капитале банка практически не имеет смысла, так как по сути не дает предприятию никакого контроля над руководством банка.<BR>"Небольшая доля в рыночном банке не дает ее владельцу ничего, кроме надежды на рост капитализации и на повышение стоимости его доли в капитале, -- говорит Сергей Тубин. -- А это имеет смысл только в отношении очень "продвинутых" банков, предполагающих возможность свободной торговли их акциями на открытом рынке. К тому же другие совладельцы и(или) менеджмент должны быть сами заинтересованы в повышении инвестиционной привлекательности банка. Таких банков пока очень мало".