00:0019 ноября 200200:00
41просмотров
00:0019 ноября 2002
В последние несколько лет химическая и нефтехимическая отрасль -- один из лидеров экономического роста в стране.
<BR><BR>В последние несколько лет химическая и нефтехимическая отрасль -- один из лидеров экономического роста в стране.<BR>В Петербурге и Ленинградской области за ближайшие 2-3 года будет инвестировано более $200 млн в действующие и новые химические и нефтехимические производства.<BR>В городе на Неве работает 34 крупных и средних предприятий химического и нефтехимического комплекса, которые не оказывают существенного влияния на экономику города. В структуре промышленной продукции на их долю пришлось за 2001 год только 2%.<BR>За январь-сентябрь 2002 года (в % к аналогичному периоду 2001 года) предприятия химии и нефтехимии демонстрируют самое сильное снижение показателей производства по сравнению с другими отраслями -- минус 12,8%. Резко сократился выпуск резинотехнических формовых изделий (снижение 95%), обуви резиновой (58,5%), лакокрасочных материалов (42,5%).<BR>"Вся беда в том, что в Петербурге работает немного крупных нефтехимических ("Красный треугольник", Завод им. Шаумяна) и химических ("Пигмент", Завод им. Комсомольской правды) предприятий, и сбой хотя бы на одном из них дает резкое изменение показателей в целом по химии и нефтехимии в городе, -- объясняет резкое падение показателей отрасли Игорь Илюхин, начальник управления промышленной политики Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга. -- "Красный треугольник" после распада на четыре самостоятельных предприятия в глубоком кризисе; делят собственность на Заводе им. Шаумяна; переживает определенные сложности "Пигмент".<BR>Положительную динамику демонстрирует продукция городских заводов, выпускающих полимерные пленки (прирост 90%), изделия из пластмасс (26%), синтетические смолы и пластические массы (23%).<BR><BR><B>Заменитель города</B><BR>Химию и нефтехимию в Ленинградской области представляют 12 крупных и средних предприятий. Среди них "Фосфорит", "Эра", Волховский химический завод, "Химик", Лесогорский завод, Завод им. Морозова. Суммарный объем продукции, выпускаемой ими, более чем в 2 раза превышает показатели петербургских компаний. Предприятия отрасли за январь-сентябрь 2002 года демонстрируют прирост производства на 5,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Лидеры роста -- средства для отбеливания (прирост 50%), минеральные удобрения (39%), резиновая обувь (28%). Резкое снижение показателей у полимерных пленок (снижение 48%), бензола (11%), изделий из пластмасс (10%).<BR>Интересно, что продукция, производство которой растет в области, в Петербурге демонстрирует резкое падение (пример тому -- резкий рост производства резиновых изделий в Ленобласти).<BR><BR><B>Блеск и нищета</B><BR>По темпам роста производства в РФ с 1999 по 2002 год химия и нефтехимия вышли на второе место (49,5%), пропустив вперед только машиностроение.<BR>Подъем в отрасли связан с ростом в отраслях, потребляющих ее продукцию. В частности, сельском хозяйстве (удобрения), легкой промышленности (синтетические нити), пищевой промышленности (упаковка).<BR>В 2001 году химической и нефтехимической промышленностью выпущено продукции на сумму более 313 млрд рублей (в том числе химической промышленностью -- 212,7 млрд рублей).<BR>Оживление в химии и нефтехимии дает средства к существованию и работающей на нее науке.<BR>Как сообщили в петербургском АООТ "НИИГИПРОХИМ" (работы по фосфатным удобрениям), объем проектных работ в 2002 году составит 7 млн рублей против 3,2 млн рублей в 2001 году.<BR>"Недавно мы выполнили большой заказ по реконструкции череповецкого "Азота". Теперь на подходе работа с АО "Балаковские минеральные удобрения", -- делится Юрий Сапов, генеральный директор АООТ "НИИГИПРОХИМ".<BR>Сегодня эффект импортозамещения, вызванный девальвацией рубля в 1998 году и являющийся главной движущей силой для отечественной промышленности, сходит на нет.<BR>Судя по всему, отрасль уже в недалеком будущем может вступить в новую полосу стагнации. В 2001 году рост производства в химическом комплексе составил 6,4%. По данным за первое полугодие 2002 года, объем производства увеличился только на 1,9%.<BR>Внутреннее производство не обеспечивает спроса на такие виды конструкционных пластмасс, как поликарбонат, полиэтилентерефталат, полиформальдегид и др.<BR>По данным Госкомстата, в 2001 году прибыль предприятий упала более чем на 35%. Треть компаний отрасли убыточны.<BR>В 2001 году суммарный объем российских и иностранных вложений в отрасль составил около $1 млрд, а необходимо в 3-5 раз больше.<BR><BR><B>Нефтехимия без конкуренции</B><BR>Нефтехимия использует на начальных переделах сырье двух типов: попутный нефтяной газ и фракции легких углеводороводов. Поэтому все основные активы российской нефтехимии входят за редким исключением в "Газпром" ("СИБУР"), "ЛУКОЙЛ" ("ЛУКОЙЛ-Нефтехим"), "Башнефть" ("Башнефтехим"), "ЮКОС". Из крупнейших нефтехимических активов РФ независимым остается АО "Нижнекамскнефтехим" в Башкирии. Однако к нему проявляют неподдельный интерес концерны BASF и DuPont.<BR>В силу технологических особенностей отрасли вертикальная интеграция производств дает важное конкурентное преимущество -- контроль потока ресурсов.<BR>Президент ЗАО "Управляющая компания "Тройка-Диалог" Павел Теплухин на одной из конференций, посвященных нефтехимическому бизнесу в России, заметил: "Хозяев нефтехимии в стране не может быть больше, чем вертикально интегрированных нефтяных компаний, владеющих НПЗ, -- независимой нефтепереработки в стране нет".<BR>В большинстве случаев предприятия отрасли не являются прямыми конкурентами, дополняя или продолжая производства друг друга.<BR>"Мы не собираемся пока идти в новые ниши -- шины и каучук, -- делится Алексей Смирнов, генеральный директор "ЛУКОЙЛ-Нефтехим". -- Мы усиливаем позиции в секторах, где уже работаем -- производстве этилена, полиэтилена и его производных".<BR>Создание нового нефтехимического производства в России требует не только значительных вложений, но и поиска устойчивых и эффективных источников сырья и каналов сбыта, что под силу лишь крупным западным производителям, создающим стратегические альянсы с российскими компаниями (Henkel, Continental).<BR><BR><B>Россия удобряет заграницу</B><BR>В прошлом году выпуск минеральных удобрений в стране превысил 13 млн тонн. Часть их расходится по всему миру, включая США, чья химическая отрасль примерно в 10 раз больше российской.<BR>За рубеж в 2001 году ушло 38% производимых в РФ азотных и калийных удобрений и 24% -- фосфорных.<BR>Во многом ориентация на экспорт вызвана низким внутренним спросом на удобрения со стороны сельхозпроизводителей.<BR>"Российские компании будут наращивать производство минеральных удобрений, но в основном для увеличения экспортных поставок", -- говорит Юрий Сапов.<BR>За счет сокращения применения удобрений за последние годы недополучено 115-120 млн тонн сельхозпродукции (убыток $12 млрд).<BR>Бюджетные средства на поддержку сельхозпроизводителей остаются практически неизменными из года в год -- 2,2-2,6 млрд рублей, в то время как стоимость средств химизации возрастает по причине скачков тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки. В прошлом году на фоне роста экспортных поставок внутрироссийское потребление калийных и фосфорных удобрений упало, соответственно, на 3,5% и 22,7%, азотных -- практически не выросло.<BR><BR><B>Бытовая химия в почете</B><BR>В отличие от других направлений химии и нефтехимии, позиции западных компаний на российском рынке синтетических моющих средств (СМС) достаточно сильны. Их доля на рынке достигает 60%.<BR>Три предприятия в РФ контролирует Henkel, и одно, но большое -- "Новомосковскбытхим" -- Procter&Gamble AG. Сохранить независимость и добиться хороших результатов удалось лишь нескольким заводам. Среди них петербургские ЗАО "Аист" и ЗАО "Невская косметика". Небольшая часть продаваемой в РФ продукции завозится из-за границы.<BR>По мнению Константина Дубина, специалиста технического комитета по товарам бытовой химии Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии, российский рынок СМС не насыщен, и на нем следует ожидать роста потребления. "Средний россиянин потребляет в год 2,4 кг порошка. Это в 2 раза меньше, чем существующая санитарная норма", -- говорит он.<BR>Госкомстат на ы2002 год прогнозирует объем продаж порошкообразных СМС на уровне 494 тысяч тонн (против 435 тысяч тонн 2 года назад).<BR>При этом российские цены на СМС, так же как и в Европе, отличаются стабильностью, и резких их скачков не предвидится.<BR>Растущий спрос играет на руку крупнейшему российскому производителю моющей основы для порошков заводу "Лаб-Лабс" (дочернее предприятие ООО "ПО "Киришинефтеоргсинтез"), мощности которого способны обеспечить производство 600 тысяч тонн стиральных порошков в год.<BR><BR><B>Холод убивает слабых</B><BR>Спокойное существование рынка СМС (жидкости, порошки, пасты) нарушил сначала дефолт 1998 года, когда доходы иностранных производителей резко упали и на рынок вышли тысячи мелких и средних российских производителей, а затем передел рынка двухгодичной давности.<BR>"В настоящее время доля мелких и средних производителей СМС на рынке не превышает 5%, и она постоянно сокращается. Хотя еще в 1998-1999 годах они контролировали 40% рынка, -- заявил один из бывших владельцев петербургской компании по выпуску стиральных порошков, не пожелавший авторизовываться. -- За последний год разорилось много мелких производителей, которые не выдержали конкуренции. Большая часть оставшихся не переживет текущую зиму, за исключением тех, кто привязан к крупному заказчику. Место выбывших займут крупные игроки -- Henkel, Procter&Gamble, "Аист". Их позиции сильны за счет массированной рекламы и способности привлекать большие оборотные средства".<BR><BR><B>Министерская забота</B><BR>Министерство промышленности, науки и технологий РФ, озабоченное нарастанием проблем в отрасли, готовит стратегию развития химической и нефтехимической промышленности до 2010 года, которая уже разработана, но на рассмотрение правительственной комиссии будет вынесена лишь в начале 2003 года.<BR>По мнению представителей бизнеса, для преодоления отставания от западной химии и нефтехимии необходимо капиталовложения, финансируемые из прибыли российских предприятий, освободить от налогообложения, а ввоз импортного оборудования -- от таможенных пошлин.<BR>Также Минпромнауки намерено разработать комплекс мер по развитию производства минеральных удобрений и химических средств защиты растений (ХСЗР).<BR>Чиновники считают, что нужна комплексная позиция, включающая как экспортно-импортную, так и тарифную составляющую вопроса: отмена таможенных пошлин на импорт технического сырья для производства ХЗСР, если это случится, должна сопровождаться введением заградительной пошлины на часть ввозимых готовых препаратных форм, аналогичных выпускаемым внутри России.<BR><BR><B>Добро пожаловать в ВТО</B><BR>Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) обострит конкуренцию на внутреннем рынке.<BR>Отечественным химикам и нефтехимикам придется бороться не только между собой, но и с варягами из-за рубежа.<BR>По словам Дайляма Салямова, начальника управления маркетинга ОАО "Нижнекамскнефтехим", подготовка России к вступлению в ВТО совпадает с удорожанием ресурсов на внутреннем рынке, особенно на энергоносители, что вызывает рост затрат и падение ценовой конкурентоспособности: "В результате уровень цен химической и нефтехимической продукции ко времени вступления в ВТО в 2005 году превысит уровень экспортных цен 2002 года на 60-70%, и большая часть продукции станет неконкурентной".<BR>"Членство в ВТО имеет очевидные плюсы: дает в руки российских экспортеров эффективный инструмент борьбы с торговыми ограничениями и антидемпинговыми пошлинами, вводит новые правила бизнеса, основанные на принципах предсказуемости и минимизации госвмешательства в экономику, облегчает доступ к инвестиционным ресурсам и отменяет экспортные таможенные пошлины, -- говорит Виктор Герасименко, генеральный директор ЗАО "Куйбышевазот". -- Однако необходимо учитывать степень готовности российской промышленности и сельхозпроизводителей, для которых характерен высокий уровень износа основных фондов и отсутствие денежных средств для их обновления, к конкуренции на открытом рынке".<BR>