00:0018 ноября 200200:00
19просмотров
00:0018 ноября 2002
Предстоящее вступление России в ВТО потребует от общества пересмотра одного из главных наших мифов: российское образование -- самое лучше в мире.
<BR><BR>Предстоящее вступление России в ВТО потребует от общества пересмотра одного из главных наших мифов: российское образование -- самое лучше в мире.<BR><BR>На образование придется посмотреть в целом как на систему. И судить о ее работе не по Московскому или Петербургскому университету, а по большему количеству показателей.<BR>Европейская система образования (тоже, безусловно, неровная) имеет два существенных преимущества. Первое: сам подход к преподаванию. Западных студентов больше мотивируют к самостоятельной внеаудиторной работе, российских -- больше заставляют учиться. Второе: технологическое обеспечение преподавателя. За единицу времени западный лектор может дать гораздо больше информации. Европейский преподаватель оснащен последними наработками компьютерного моделирования XXI века, российский -- мелом и доской, применять которые начали до Рождества Христова.<BR>Предполагаемое вступление России в ВТО заставляет участников рынка образовательных услуг сравнивать две системы обучения -- российскую и европейскую. Уже сам этот шаг означает, что система российского образования, носителями которой являются рефлектирующие интеллигенты, начинает изменяться. Но помимо внутренних изменений лидеров и аутсайдеров образования потребуются изменения на уровне министерства, формальные, связанные с единой оценкой и едиными модульными стандартами. Некое человеческое своеобразие российская система образования может утерять.<BR>Угрозы, которые несет вступление России в ВТО, начинаются уже с самого формального определения образования как услуги, в общем ряду с ресторанными и парикмахерскими услугами. С этим не могут примириться трепетные сердца профессорско-преподавательского состава с "надцатилетним" стажем. Самым святым и незыблемым для большинства "преподов" и чиновников остается миф о самом лучшем в мире российском (точнее, советском) образовании. И никакие доводы об отсталости научной базы и неуместности принудительной (в свободной стране) системы обучения во внимание не принимаются.<BR>Любые изменения на провинциальных просторах России воспринимались в штыки, как некая угроза самобытности и стабильности. Лидеры "продвинутых" вузов Москвы и Петербурга более спокойно относятся к изменениям вообще и к переменам, которые в перспективе грядут в сфере образовательных услуг при вступлении России в ВТО. В некоторых вузах с параллельным обучением части студентов в иностранных университетах уже возможно одновременное получением двух дипломов -- российского и западного.<BR>Евгений Шевченко, директор центра специальных программ Института международных образовательных программ, считает проблему изменения образовательных стандартов из-за вступления России в ВТО вообще надуманной. "Нет особых образовательных стандартов ВТО. Все условия, выдвигаемые ВТО, касаются рынка труда и специалистов, которых готовят вузы России. Министерство образования должно ответить на множество вопросов: кого нужно готовить в первую очередь, кого во вторую, того ли мы готовим и нужно ли столько специалистов того или иного профиля. Но это никак не затрагивает ни качество, ни стандарты высшего образования".<BR>Александр Янчевский, директор Международной школы "Лэти-Лованиум", уверен, что качеству образования вступление в ВТО никаких угроз не несет: "Больше всего нашему высшему образованию грозят проблемы внутренние. После вступления России в международную организацию повысится мобильность вузовских преподавателей, да и студентов.<BR>Влияние может возникнуть не прямое, а опосредованное, через другие секторы. До сих пор в России нет нормального кредита на образование. При вступлении в ВТО разовьется сектор финансовых услуг, придут зарубежные банки и страховые компании, произойдет либерализация рынка финансовых услуг, и, как следствие, будут придуманы доступные схемы кредитования образования".<BR><BR>Леонид Тарасевич, ректор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов:<BR>"Многое в системе российского образования придется приводить в соответствие с международной системой, принятой в странах -- членах ВТО. Болонская декларация, которую подписали 29 европейских государств, во-первых, утверждает начальное 12-летнее образование. Во-вторых, в качестве стандарта высшего образования вводит две четко прописанные ступени -- бакалавр и магистр. И, в-третьих, самое главное -- европейская система оценки знаний коренным образом отличается от российской. В Европе принята кредитная система оценки, каждый пойнт или кредит соответствует определенному количеству учебных часов. Все учебные программы сведены в модули. Кредиты и модули признаются всеми европейскими вузами, что позволяет повысить мобильность, как студентов, так и преподавателей и получить высшее образование в разных странах. Один курс в Германии, второй -- в Англии, третий -- во Франции. Это даже приветствуется, поскольку дает учащемуся разнообразный опыт.<BR>Единая система оценки и единые стандарты качества позволяют ввести взаимное признание выдаваемых дипломов. И, раз Россия делает шаги в Европейское сообщество, внутренняя система образования должна стать общепринятой. Кстати, наш вуз уже ввел двойную систему оценок для тех студентов, которые учатся по программе двойных дипломов.<BR>Общий рынок труда продиктует системе высшего и специального образования сопоставимые оценки специалистов. Россия будет вынуждена готовить профессионалов под международный рынок труда с его стандартами качества.<BR>Россия должна будет открыть рынок образовательных услуг, а это означает, что филиал любого европейского вуза может открыться без аттестации Министерство образования. И эти филиалы будут выдавать диплом, который Россия должна будет признавать. Это новый виток конкуренции. А если учесть наши демографические проблемы, что через несколько лет число выпускников школ будет меньше количества мест на первых курсах вузов, то есть над чем задуматься.<BR>Есть еще одно важное опосредованное влияние, которое окажет вступление России в ВТО. Это изменение в структуре производства и промышленности. Влияние рынка стран ВТО на российскую экономику, несомненно, будет серьезным. И, следовательно, системе образования придется приспособиться к рыночной конъюнктуре. Могут быть востребованы специалисты, которых до сих пор никто не готовил. В этой связи существенно возрастет роль прогнозов, планирования государственного заказа на бюджетные места в государственных вузах.<BR>Процесс изменений предстоит серьезный, но идти он будет постепенно. Пока еще есть время все тщательно взвесить и все прописать в правилах, которые учтут и интересы нашей страны".<BR><BR>Виктор Вениаминов, ректор Международного банковского института:<BR>"Предстоящее вступление России в ВТО не может не отразиться на российском высшем образовании. Наша образовательная система будет вынуждена принять новые стандарты, новые критерии оценки качества. Нельзя исключать того, что ВТО путем экономического прессинга побудит Россию к серьезным нововведениям в образовании, к принятию основных идей университетской хартии 1988 года и положений Болонской декларации 1999 года, к переходу на новые пути обеспечения и оценки качества образования.<BR>В самые ближайшие годы нам предстоит реально перейти на двухуровневую (бакалавр, магистр) систему образования, принять систему зачетных баллов (кредитов), перейти на модульный принцип построения учебного процесса. Без этого наши выпускники не будут в полной мере соответствовать потребностям рынка труда в рамках ВТО, они не будут адекватно признаваемы деловым миром, не будут подготовлены к "пожизненному умению трудоустраиваться" и постоянному поддержанию своей конкурентоспособности. За исключением нескольких университетов, российские вузы могут оказаться вне сферы взаимного доверия международного университетского сообщества.<BR>Российское высшее образование, увлеченное противодействием нововведениям, предложенным Правительством РФ, и наблюдающее за масштабным экспериментом в образовании, в течение нескольких лет лишь пассивно созерцает происходящее в "просвещенной Европе". Не приняв участия в болонском процессе, страна не только не использовала шанс привнести в обновляющееся европейское образовательное пространство своеобразие и достоинства российского высшего образования, но и вольно или невольно способствовала снижению авторитета и привлекательности некогда передовой системы.<BR>Формально в России признана двухуровневая система бакалавр-магистр. Однако во многих случаях, продолжая готовить специалистов, вузы после 4-го курса выдают диплом бакалавра, а после 5-го курса -- и диплом специалиста, и диплом магистра.<BR>А ведь, в принципе, система бакалавр-магистр и более демократичная, чем принятая система подготовки специалистов, и более гибкая, и соответствует канонам российской школы о серьезном подходе к фундаментальности обучения.<BR>Во-первых, получив серьезное базовое образование, бакалавр может более мотивированно, чем после окончания школы, выбрать "узкую" специальность.<BR>Во-вторых, после выбора специальности у него, по крайней мере в большинстве стран Европы, есть три пути: обучение в магистратуре (причем можно перейти в более престижный университет), годичное обучение в профессиональном институте или немедленное трудоустройство, если у него нет особых амбиций".