Фармацевты попали в глубокую колею

Спад внутреннего производства и импорта лекарственных средств в первой половине 2002 года обернулся подъемом во второй половине года.

<BR><BR>Спад внутреннего производства и импорта лекарственных средств в первой половине 2002 года обернулся подъемом во второй половине года.<BR>При этом цены на лекарства c начала осени пошли вниз. И, возможно, к декабрю текущего года таблетки и пилюли российского производства будут стоить столько же, сколько в декабре 2001 года. Как будто Правительство РФ и не вводило НДС в конце прошлого года.<BR>Очередная инициатива Правительства по регулированию фармацевтического рынка -- новые правила проведения сертификации товара -- провоцирует дистрибьюторов увеличивать закупки. И спад внутреннего производства и импорта лекарств, происходивший в начале 2002 года, повторится в начале 2003 года. Разве что цены на медикаменты вряд ли будут расти так же быстро, как в первом квартале уходящего года.<BR><BR><B>Ожидания</B><BR>Судя по объемам внутреннего производства и импорта, емкость российского фармрынка в 2002 году составит $2,5 млрд в отпускных ценах поставщиков с учетом НДС. При этом доля импорта достигнет 65%. Отечественные фармфабрики из всего произведенного смогут продать товар на сумму около $900 млн.<BR>Рост объема продаж, как и ожидали поставщики, начался осенью: оптовики начали пополнять товарные запасы. С августа отечественные производители таблеток и пилюль усердно наращивают производство на 10% ежемесячно, но пока не могут достичь уровня 2001 года.<BR><BR><B>Опасения</B><BR>В августе обороты начали расти и у импортеров. Вспомнив о Постановлении Госстандарта №36 от 24.05.02 ("Правила проведения сертификации в системе сертификации лекарственных средств системы сертификации ГОСТ Р"), импортеры решили сделать надежный запас лекарств. Они опасаются, что применение новых правил приведет к нарушению ритмичности поставок. И в один прекрасный момент они окажутся и без денег, и без товара. Никто не хочет повторить судьбу ЗАО "Инвакорп Фарма". Эта компания, входившая в пятерку крупнейших дистрибьюторов России, объявила себя банкротом в начале 2002 года.<BR>Ввоз заграничных лекарств в августе-сентябре 2002 года превысил отметку аналогичного периода прошлого года на 29%.<BR>Импортеры торопились успеть до 1 ноября. Именно в этот день Госстандарт РФ обещал ввести новые правила сертификации. Но оказался не готов их выполнить. И отложил срок введения правил на месяц до 1 декабря 2002 года.<BR>"Наращивание товарных запасов медикаментов и отсутствие ажиотажного спроса со стороны населения привели в октябре к заметному обострению ценовой конкуренции между поставщиками. На большинство позиций, лидирующих в рейтинге сезонных продаж, оптовые цены снизились в среднем на 3-5%", -- говорит Владимир Кириллов, генеральный директор ООО "ФАРМиндекс".<BR><BR><B>Неизбежность</B><BR>Отечественные препараты будут обгонять импортные по темпам снижения цен. Дело в том, что менеджеры отечественных фабрик считают приоритетным выпуск ликвидных препаратов. То есть недорогих и известных.<BR>Это могут быть привычные населению и врачам таблетки, разработанные и выпущенные еще во времена СССР, а также недорогие иностранные лекарства безрецептурного отпуска, на которые истек срок патентной защиты и их могут производить российские фабрики.<BR>Общая закономерность здесь такова: по мере того, как выпуск одного и того же препарата осваивают разные химико-фармацевтические заводы, обостряется ценовая конкуренция. И цены идут вниз.<BR>Впрочем, ничего изменить отечественные фармацевты пока не могут. Лишних миллионов долларов на разработку и внедрение в производство оригинальных препаратов у них нет (см. врезку).<BR><BR><B>Спасение</B><BR>Наибольшим спросом у россиян среди лекарств безрецептурного отпуска пользуются не витамины и препараты, которые лечат болезнь, а препараты, снимающие симптомы заболевания.<BR>По итогам 2001 года спазмалитик "Но-шпа" лидировал по объемам продаж, следом за ним шла таблетка от импотенции "Виагра", и замыкал тройку лидеров жаропонижающий "Фервекс".<BR>Вне конкуренции у фармацевтов -- коньяк аптечный -- "Настойка боярышника". Равных этому напитку по объему продаж в ассортименте аптекарей нет. Он уже много лет с большим отрывом занимает первые строчки в рейтингах продаж.<BR>Ужесточение правил обращения лекарств на территории России ведет к росту доли биологически активных добавок (БАД) в общем объеме фармацевтического рынка.<BR>"На рынке добавок нет таких ограничений в ценообразовании, регистрации продукта, рекламе, какие действуют на рынке лекарственных средств. И благодаря более широким возможностям по продвижению товара спрос на БАДы со стороны населения и их предложение энергично растет.<BR>В 2002 году доля добавок в структуре аптечных продаж может вырасти до 10%. Но уже в 2003 году ожидаются определенные ужесточения требований к БАД, поэтому темпы роста могут замедлиться", -- полагает Елена Трофимова, директор по маркетинговым исследованиям ЗАО "ЦМ Фарм".<BR><BR><BR><B>Инвестиционный</B><BR><B>потенциал отрасли</B><BR>По информации ФГУП НИИЭМП, доля инвестиций в российский фармацевтический рынок не превышает 5% от объема произведенной продукции. В структуре инвестиций около 80% приходится на собственные средства предприятий, 3% составляют государственные вложения и около 17% -- привлеченные ресурсы (треть из которых -- банковские кредиты). Вложения иностранных инвесторов не превышают 2% инвестиций в отрасль.