Систему МДП предлагают взять на буксир

Система применения Конвенции о международных дорожных перевозках (МДП, TIR) на территории России испытывает кризис.

<BR><BR>Система применения Конвенции о международных дорожных перевозках (МДП, TIR) на территории России испытывает кризис.<BR>Об этом заявили вчера в Москве представители Российской ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) и Международного союза автомобильного транспорта (International Road Transport Union, IRU). Однако российские и западные специалисты совершенно по-разному смотрят и на причины, и на пути выхода из кризиса.<BR>"Я могу нарисовать достаточно мрачную картину будущего, -- сообщил глава стратегического департамента IRU Умберто де Претто, специально прибывший в Москву, чтобы обсудить создавшееся положение. -- В 1992 году мы получали 40 заявок о нарушении процедуры МДП в год из всех стран -- участников конвенции. В 2001 году мы получили 200 заявок только из одной России. Этого достаточно, чтобы занервничал любой страховщик. По нашим данным, количество мошеннических операций с использованием книжек МДП в России составляет 0,3% от общего количества перевозок. Если эта цифра достигнет 1%, это будет означать для IRU необходимость выплачивать в виде страховок $400 млн в год. А если она еще удвоится, IRU просто развалится".<BR>По мнению официальных лиц IRU, мошенничества с книжками МДП -- часть системы финансирования международной организованной преступности, и поэтому для борьбы с ним должны применяться самые суровые меры. Позиция российских федеральных властей по этому вопросу представляется IRU близорукой.<BR>"Мы разочарованы, поскольку ваши власти просто не признают существования проблемы. В официальных документах на эту тему выражается только удовлетворение уровнем развития автоперевозок, -- отмечает де Претто. -- 95% всех нарушений привязаны к одному и тому же таможенному пункту, но никаких расследований на этот счет не проводится. IRU не намерен потакать мошенникам, и вы должны понять, что если Россия выйдет из конвенции, через некоторое время международная торговля с ней вообще прекратится".<BR>В качестве рекомендаций по выходу из кризиса IRU предлагает "более эффективно использовать процедуру МДП, в том числе новую систему контроля Safe TIR, усилить взаимодействие между таможенными и правоохранительными органами для выдавливания криминала из сферы автомобильных перевозок".<BR>Довольно резкие высказывания руководителя IRU адресованы не только российскому правительству. АСМАП, представляющая Россию в IRU и являющаяся уполномоченной организацией по соблюдению конвенции МДП, расходится во взглядах с IRU.<BR>"В настоящее время система МДП на территории России практически не работает. Но эта ситуация не является уникальной. Аналогичная ситуация, например, имела место в 1996 году в Германии, когда национальная гарантийная ассоциация заявила о приостановлении действия конвенции, если IRU не примет мер по оплате многомиллионных претензий немецких таможенных органов, -- отметил советник президента АСМАП Аркадий Суворов. -- В России действительно было много правонарушений, связанных с МДП, особенно на Северо-Западе. Но все они относятся к 1998-2000 гг. За 2 последних года из 1 млн операций по процедуре МДП лишь 310 были связаны с правонарушениями. За тот же период к иностранным перевозчикам в России было предъявлено 3,5 тысячи претензий!"<BR>АСМАП считает, что IRU неправильно применяет систему гарантирования доставки грузов. Международная организация получает страховые премии по каждой книжке МДП (всего IRU выдает гарантий на $0,5 млрд ежедневно), но предлагает национальным гарантам систему т.н. глобальных соглашений (своего рода оптовой продажи задолженностей по страховым выплатам).<BR>