Менеджеры компаний переводят стрелки

Речь не идет о переходе на зимнее время, изымающем лишний светлый час в пользу рабочего времени. Перевод стрелок с отдела на отдел, с менеджера на менеджера является частой причиной внутренних конфликтов и издержек в компании.

<BR><BR>Речь не идет о переходе на зимнее время, изымающем лишний светлый час в пользу рабочего времени. Перевод стрелок с отдела на отдел, с менеджера на менеджера является частой причиной внутренних конфликтов и издержек в компании.<BR>Возникновение самой такой возможности обусловлено, как правило, объективными причинами: нечетким распределением обязанностей, размытостью функций. По мнению Михаила Хромова, эксперта по управлению человеческими ресурсами, эта проблема растет по мере увеличения иерархической структуры. Обычно, чем выше позиция менеджера, тем сложнее сформулировать, чем именно он должен, а чем не должен заниматься. "Все работники, и прежде всего менеджеры среднего звена, стремятся удержать свои позиции, поскольку с ростом должности уменьшается востребованность менеджера, таков закон природы: места для них немного", -- размышляет Михаил Хромов. Правда, по мнению Михаила Хромова, для многих менеджеров при структурной нечеткости переведение стрелок является единственно возможным способом увернуться от не всегда праведного гнева начальника. Ведь в компаниях, где нет "прописных истин", часто все зависит от высшей воли, согласно которой хлопают по плечу или увольняют "без суда".<BR><BR>Такова "селяви"<BR>Манипуляции стрелочников возможны и в тех случаях, когда есть место для люфта, который обычно возникает между разделенными отделами со смежными функциями: например, сбыт и маркетинг, финансы и производство, сбыт и реклама. Часто возникают вопросы, когда разделена ответственность за поставки и возврат денег.<BR>Михаил Хромов описал следующую ситуацию: в одной компании существовал дебиторский отдел, который постоянно конфликтовал с торговым. Ситуация была разрешена следующим образом: компания "прописала" ответственность торговым агентам, которым стали выплачивать зарплату с учетом дебиторской задолженности. Михаил считает, что выиграли и компания, и сотрудники. Компания аннулировала отдел по дебиторской задолженности. Торговый агент получил более цельный кусок работы, в зависимости от клиента он смог самостоятельно решать, какую отсрочку кому давать, дирижируя своими клиентами и зарплатой.<BR><BR><B>Выход есть</B><BR>Опытные менеджеры ищут пути быстрого выхода или предупреждения таких ситуаций. "Когда начинается подобный "футбол", я обычно организую совещания, где собираются руководители таких отделов, поднимаются инструкции и проговаривается на данном примере, что в чьи полномочия входит, ведь, по сути, инструкции -- это общие формулировки", -- считает Дмитрий Горянский, генеральный директор компании ООО "Завод металлопластиковых конструкций "СТ-технологии".<BR>Часто неумышленное саботирование происходит при росте компании, когда внутренняя структура не готова к изменениям и отделы не поспевают друг за другом. Для профилактики раз в год на заводе металлопластиковых конструкций проводят ревизию структуры, последняя как раз прошла месяц назад. Вследствие роста продаж понадобилось, в частности, разделить коммерческий отдел на два отдела с четкими функциями: один стал специализироваться на корпоративных клиентах, второй -- на дилерах. Дмитрий Горянский заметил, что топ-менеджер должен сам принимать в таких случаях решения, инициатива снизу может, напротив, усугубить злоупотребление "стрелками".<BR>По словам Александра Оносовского, генерального директора московской группы компаний "Гота", подобную проблему нужно предупреждать с самого начала -- изначально создавая предпосылки для коллективной ответственности.<BR>В компании "Гота" руководящие звенья всех отделов -- дизайнерского, производственного и сбытового -- получают проценты с прибыли по мере реализации всей коллекции, все менеджеры об этом информированы и потому заинтересованы в результативности действий всей цепочки. "Это можно сравнить с армией, где команда не терпит слабых действий (там обязаны все продолжать выполнять упражнение, если кто-то один не закончил), -- предполагает Александр Оносовский. -- В компании так же: можно как-то повернуть ситуацию перед начальником в свою пользу, но ведь есть еще и коллеги".<BR><BR><B>Разыскиваются издержки</B><BR>Работа стрелочников, по мнению экспертов, может привести к опосредованным издержкам -- опущенной прибыли или конфликтной ситуации, связанной с информационными тромбами или политическими играми. Это актуально и для крупных компаний, менеджеры которых фактически борются не за прибыль, а за сферу влияния. В маленьких компаниях нечеткое распределение обязанностей приводит к эмоциональному стрессу. Александр Тен, генеральный директор компании "ЭСТ", рассказал о недавно произошедшей истории. Человек, которому поставили определенную задачу, перевел стрелки на другого. Топ-менеджер поступил следующим образом: простимулировал менеджера, на которого перевели стрелки, сам стрелочник оказался "под вопросом". Выяснилось, что это не впервые: просто в данный момент большая часть людей находилась в командировках, и потому за умными высказываниями "эксперта" обнаружилось отсутствие дела.