00:0021 октября 200200:00
6просмотров
00:0021 октября 2002
Говорят, болезнь дешевле предупредить, чем вылечить. Для этого как минимум нужно знать, где ее искать.
<BR><BR>Говорят, болезнь дешевле предупредить, чем вылечить. Для этого как минимум нужно знать, где ее искать.<BR>Участники круглого стола во Дворце Кочубея совместными силами искали болевые коррупционные точки Петербурга.<BR><BR>Маргарита Замятина,<BR>заведующая Лабораторией Института проблем региональной экономики РАН:<BR>"Существует большое число видов деятельности, в которых реализуются возможности для коррупции, имеются свои болевые точки. Однако коррупционные сделки приносят наибольший ущерб в тех сферах, для которых характерны большие финансовые потоки. Это, прежде всего, бюджетный процесс.<BR>Основными факторами, способствующими коррупции в этой сфере, являются пробелы и противоречия в действующем бюджетном законодательстве на федеральном, региональном уровнях и в нормативно-правовой базе на муниципальном уровне (правовой вакуум); непрозрачность властных решений, принимаемых в бюджетной сфере; низкая административная и правовая ответственность чиновников и депутатов; неразвитость общественного участия в бюджетном процессе.<BR>Анализ законодательных основ и практики бюджетного процесса в Петербурге позволяет сделать вывод, что возможности для коррупции присутствуют на любом этапе бюджетного процесса, если бюджетные процедуры и операции закрыты и непрозрачны, если имеют место правовые пробелы. При этом наибольшие возможности возникают на этапе планирования и исполнения бюджета.<BR>Возможности для коррупции возникают, когда какой-либо профильный комитет заявляет о необходимости увеличения ассигнований и имеет соответствующую поддержку (правительство города, губернатор, Комитет финансов, другие профильные комитеты). Здесь главный вопрос -- насколько обоснована и объективна такая заявка и как эффективно будут расходоваться дополнительные средства. Например, дорожное строительство: обоснование увеличения расходов может быть продиктовано объективной необходимостью. А может быть желанием Дорожного комитета повысить свою ресурсообеспеченность; от комитета затем каким-либо способом дополнительные деньги будут "утекать" определенным поставщикам.<BR>Возможности для коррупции имеются и при внесении депутатских поправок. Особая опасность -- так называемые коллективные поправки, основанные на взаимной поддержке депутатов ЗС, не предусматривающей глубокого анализа сути поправок.<BR>На этапе исполнения бюджета возможности для коррупции тоже достаточно велики. Так, если целевая статья носит общий характер в рамках распределения ресурсов между отдельными бюджетными единицами или какими-то видами работ (например, статья "содержание школ") и отсутствуют четкие критерии распределения ресурсов, то главный распорядитель может достаточно субъективно распределить ресурсы (возможность для коррупции).<BR>Борьба за сроки получения выделенных средств (например, обязательно в I, а не в IV квартале) может вестись разными методами, в том числе путем коррупции. Она усиливается, когда бюджет несбалансирован и возникает вопрос, что же в итоге будет профинансировано из бюджета. В соответствии с законом перераспределять ассигнования между объектами финансирования в значительных пределах (для бюджета Петербурга 10% -- это большие суммы) может не только сама администрация, но и отраслевые, и территориальные органы власти. Здесь также возникают возможности для коррупционного сговора.<BR>Исполнение бюджета -- наиболее закрытая стадия бюджетного процесса. Косвенными свидетельствами этого являются, например, отклонения ЗС проектов законов об отчетах исполнительной власти по исполнению бюджета Петербурга за тот или иной год (в связи с недостаточной, по мнению депутатов, информацией, представленной в отчете по исполнению бюджета). Или факты нарушений, выявленные в ходе проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Петербурга: оплата приобретаемых лекарственных препаратов по ценам, завышенным более чем в 2 раза, вследствие чего потери Петербурга составили 5,8 млн рублей; исчезновение 1,2 млрд рублей из средств Территориального дорожного фонда. Выделяя болевые коррупционные точки в бюджетном процессе Петербурга, на первое место выдвигаются конкурсные процедуры и механизмы, для которых характерна несовершенная нормативно-правовая база. Здесь главная задача состоит в том, чтобы путем последовательного совершенствования законодательства ликвидировать правовой вакуум, увеличить объем бюджетных средств, выделенных на основе эффективно организованных конкурсных процедур взамен их целевого выделения.<BR>К примеру, в городе были разработаны и приняты Законы "О грантах Петербурга в сфере средств массовой информации". Их цель -- упорядочение процедуры выделения бюджетных средств, следование социальным приоритетам на основе конкурсных механизмов. Однако значительная часть бюджетных средств города распределяется через систему городского заказа. В бюджете Петербурга на 2002 год этот показатель составил 56% -- из общей суммы доходов городской казны в 56,3 млрд рублей на городской заказ приходится около 31,4 млрд рублей.<BR>За 2001 год одним из территориальных управлений Петербурга было заключено 1758 государственных контрактов, из которых 13,3% заключено на основе конкурсных процедур, 43,4% -- по результатам запроса котировок, 43,3% -- у единственного источника. Однако даже такое размещение городского заказа позволило сэкономить бюджетные средства в размере 18,1 млн рублей.<BR>Вторая болевая точка -- план городских закупок. Это справочный документ, составленный на основании заявок главных распорядителей бюджетных средств, которые могут быть обоснованы в большей или меньшей степени. По существу, он такого же объема, как и сам бюджет (более 30 тысяч позиций), что делает сложным контроль за качеством этого документа и его анализ со стороны депутатов и экспертов.<BR>Третья болевая точка -- резервный фонд администрации. Согласно бюджетному законодательству Петербурга в распоряжении администрации находится резервный фонд в размере 1% от расходной части городского бюджета (в бюджетах последних лет -- около 0,5 млрд рублей). Распределение средств данного фонда осуществляется губернатором.<BR>По данным Контрольно-счетной палаты, в 2000 году более половины средств этого фонда было выделено на финансирование мероприятий, которые не могут быть отнесены к непредвиденным городским расходам (хотя главная цель резервного фонда -- финансирование именно таких расходов). Например, широко известный факт финансирования строительства Ледового дворца путем выделения из резервного фонда бюджетной ссуды.<BR>Четвертая болевая точка -- коллективная поправка, ранее -- резервные фонды депутатов (это 2% городского бюджета).<BR>Анализ возможностей для коррупции позволяет выделить основные направления антикоррупционной деятельности.<BR><B>Это -- максимальная регламентация всех процессов и процедур в бюджетном процессе в форме законов, положений, инструкций и т.д.; наибольшая открытость и прозрачность бюджетного процесса и бюджетной информации, разработка и введение в практику кодекса этики для госслужащих и депутатов</B><BR>