Рейтинг инвестиционной привлекательности предприятий

Рейтинг инвестиционной привлекательности предприятий Северо-Западного федерального округа

<BR><BR><B>Рейтинг инвестиционной привлекательности предприятий Северо-Западного федерального округа</B><BR><B>1. ВВЕДЕНИЕ</B><BR>Северо-Западный федеральный округ имеет важнейшее значение в экономической жизни России как по причине своего географического положения, так и по причине специфичной структуры экономики. Эта специфичность в первую очередь определяется тем, что промышленное производство в округе в равной степени развито как в отраслях высокого передела (машиностроение, химия, пищевая и легкая промышленность), так и в отраслях сырьевого характера (нефть, лес, рыбная промышленность). Кроме того, в экономике округа помимо промышленности довольно весомое место занимают транспорт, сельское хозяйство и сфера услуг. Поэтому с точки зрения экономической характеристики Северо-Западный федеральный округ можно рассматривать как модель России в целом, со всеми присущими ей особенностями. Округ представляет высокий интерес для инвесторов, как российских, так и иностранных. Однако привлекательность для вложений отдельных предприятий различна, что связано со значительной дифференциацией показателей их хозяйственной деятельности.<BR>Для определения инвестиционной привлекательности деятельности предприятия необходимо использовать комплексный подход и принимать во внимание совокупность показателей. С этой целью Рейтинговым центром АК&M при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе и РО ФКЦБ России в Северо-Западном федеральном округе разработан рейтинг инвестиционной привлекательности предприятий округа, основанный на данных бухгалтерской отчетности (форма №1 и форма №2) по состоянию на 01.01.02.<BR>В рейтинг включены 100 предприятий Северо-Западного федерального округа, которые закончили 2001 год с прибылью. В рейтинг вошли 10 крупнейших по выручке от реализации предприятий из каждого субъекта Федерации, входящего в Северо-Западный федеральный округ.<BR><BR>2. ПОКАЗАТЕЛИ,<BR><B>ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ</B><BR><B>СОСТАВЛЕНИИ РЕЙТИНГА</B><BR>При составлении рейтинга проводился анализ двух групп финансовых показателей, которые характеризуют инвестиционную привлекательность предприятий. В первую группу объединены пять показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятий, а именно возможность получения прибыли. Во вторую группу входят три финансовых показателя, которые характеризуют платежеспособность предприятий или, другими словами, косвенно оценивают вероятность возврата вложенных инвесторами средств. Используемые при анализе показатели рассчитываются на основании данных бухгалтерской отчетности по итогам 2001 года.<BR><BR>2.1. ПОКАЗАТЕЛИ,<BR><B>ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ</B><BR><B>ЭФФЕКТИВНОСТЬ</B><BR><B>ДЕЯТЕЛЬНОСТИ</B><BR><BR><B>2.1.1. Общая рентабельность отчетного периода</B><BR>Общая рентабельность отчетного периода рассчитывается как отношение балансовой прибыли предприятия (стр. 140 отчета о прибылях и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности)) к выручке от реализации (стр. 10 отчета о прибылях и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности)).<BR>Данный показатель характеризует эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и показывает, сколько прибыли до налогообложения получает предприятие на 1 руб. выручки от реализации.<BR><BR><B>2.1.2. Объем</B><BR><B>чистой прибыли</B><BR>Объем чистой прибыли предприятия (стр. 190 отчета о прибыли и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности)) позволяет оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности в денежном выражении и показывает, какой объем прибыли остается в распоряжении компании по итогам работы в отчетном периоде. Объем чистой прибыли характеризует способность предприятия реализовывать конечную цель своей коммерческой деятельности -- приносить доход. Эффективность деятельности предприятия во многом определяется способностью увеличивать доходы и минимизировать затраты, следствием чего является рост чистой прибыли.<BR><BR><B>2.1.3. Рентабельность</B><BR><B>основной деятельности</B><BR>Рентабельность основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации (стр. 50 отчета о прибыли и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности)) к сумме себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (стр. 20 отчета о прибыли и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности)), коммерческих расходов (стр. 30 отчета о прибыли и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности)) и управленческих расходов (стр. 40 отчета о прибыли и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности)).<BR>Данный показатель характеризует эффективность основной деятельности компании и работ по сбыту продукции и позволяет оценить, какой объем прибыли от реализации компания получает на 1 руб. затрат, связанных с производством и продажей продукции.<BR><BR><B>2.1.4. Производительность труда</B><BR>Производительность труда рассчитывается как отношение выручки от реализации в 2000 году (стр. 10 отчета о прибыли и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности)) к среднесписочной численности работников предприятия (стр. 760 формы №5 бухгалтерской отчетности) и характеризует эффективность использования персонала компании.<BR><BR><B>2.1.5. Рентабельность</B><BR><B>активов</B><BR>Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли (стр. 140 отчета о прибылях и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности)) к средней за период величине валюты баланса (стр. 300 бухгалтерского баланса (форма №1 бухгалтерской отчетности)).<BR>Данный показатель показывает, какой объем прибыли приносит 1 руб. суммарных активов предприятия. Целесообразность использования данного показателя при оценке инвестиционной привлекательности обусловлена тем, что он позволяет оценить эффективность использования всего имущества предприятия (прибыльность суммарных активов). С помощью тех же активов предприятие будет получать доходы и в последующие периоды деятельности. Таким образом, рентабельность активов дает возможность оценить эффективность использования активов и их прибыльность, а следовательно, оказывает влияние на инвестиционную привлекательность предприятия.<BR><BR><B>2.2. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ</B><BR><B>2.2.1. Коэффициент текущей ликвидности</B><BR>Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств предприятие сможет погасить, мобилизовав все оборотные средства. Данный финансовый коэффициент рассчитывается как отношение оборотных средств к краткосрочным обязательствам. Расчет осуществляется по данным формы №1 бухгалтерской отчетности.<BR><BR><B>2.2.2.Коэффициент</B><BR><B>автономии</B><BR>Коэффициент автономии показывает долю собственных средств в общей сумме источников финансирования. Данный финансовый коэффициент позволяет оценить зависимость предприятия от внешних источников финансирования, т.е. возможность осуществления деятельности без дополнительного привлечения заемного капитала. С другой стороны, коэффициент автономии показывает, насколько финансовые обязательства предприятия могут быть покрыты за счет собственного капитала. Коэффициент автономии рассчитывается как отношение собственного капитала ко всем активам. Расчет осуществляется по данным формы №1 бухгалтерской отчетности.<BR><BR><B>2.2.3. Коэффициент</B><BR><B>абсолютной ликвидности</B><BR>Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочных обязательств сможет погасить предприятие в ближайшее время за счет денежных средств на различных счетах и в краткосрочных ценных бумагах. Данный финансовый коэффициент рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным обязательствам. Расчет осуществляется по данным формы №1 бухгалтерской отчетности.<BR><BR><B>3. АЛГОРИТМ</B><BR><B>ПОСТРОЕНИЯ РЕЙТИНГА</B><BR>Значение итогового рейтинга инвестиционной привлекательности рассчитывалось путем суммирования значений сводного рейтинга по группе показателей, характеризующих эффективность деятельности, и сводного рейтинга по группе показателей, характеризующих платежеспособность с весовыми коэффициентами 0.6 и 0.4 соответственно.<BR>Сводный рейтинг предприятий по каждой группе определялся следующим образом. По каждому показателю, входящему в группу, определялось место предприятия от 0 до 100 на нормированной линейке значений, то есть рассчитывался локальный рейтинг по частному показателю.<BR>Значения локальных рейтингов суммировались с учетом весовых коэффициентов, определяющих степень влияния критериев на инвестиционную привлекательность. Полученные значения ранжировались, и таким образом строились сводные рейтинги по группе показателей, характеризующих эффективность деятельности, и по группе показателей, характеризующих платежеспособность. Значения весовых коэффициентов каждого показателя приведены в таблицах 1 и 2.<BR><BR><B>РЕЙТИНГОВЫЙ ЦЕНТР АК&М</B><BR><B>ПРИ ПОДДЕРЖКЕ АППАРАТА ПОЛНОМОЧНОГО</B><BR><B>ПРЕДСТАВИТЕЛЯ</B><BR>ПРЕЗИДЕНТА РФ В СЕВЕРО-<BR><B>ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ И</B><BR><B>РО ФКЦБ РОССИИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ</B>