00:0007 октября 200200:00
84просмотров
00:0007 октября 2002
Создание конкуренции среди сотрудников нередко считается замечательным способом повышения эффективности их работы.
<BR><BR>Создание конкуренции среди сотрудников нередко считается замечательным способом повышения эффективности их работы.<BR>Однако результат зависит от того, какой способ конкуренции поддерживается компанией. И за что в итоге бьются работники: за теплое место возле "кормушки" или за поиск новых ресурсов.<BR>В первом случае компания больше всего напоминает курятник во время утренней кормежки. Главное -- приблизиться к "руке дающего" и добиться обещанной награды всеми возможными способами, одновременно отпихивая конкурентов и выклевывая глазки коллегам. Добиваются своего действительно только самые сильные или хитрые, -- но именно "своего", т.е. того, что нужно им; интересы же компании при этом в расчет не принимаются, если о них вообще что-то известно. Этот вариант хорош, если компании требуется отобрать "бойцовских петухов".<BR>Во втором случае конкуренты больше напоминают союзников, объединенных общей задачей и озабоченных поиском ее решения. А вот как это сделать, каждый придумывает сам.<BR>"Модной сейчас идее "естественного отбора" между сотрудниками больше века. Тогда это называлось социал-дарвинизмом. Но система "естественного отбора" не устраняет существующие противоречия, а перекладывает их разрешение на персонал, -- подчеркивает эксперт-консультант по прогнозированию, синтезу и развитию бизнес-систем Дмитрий Смирнов. -- В результате возникает не здоровая конкуренция, а атмосфера интриг и стукачества. Одни сотрудники буквально "съедают" других.<BR>В качестве примера можно привести одну из сетей быстрого питания. Если вам удастся разговорить рядовых сотрудников этой системы, то вы узнаете:<BR>-- за каждым сотрудником непрерывно следит супервайзер, а за ним менеджер, а за тем старший менеджер. Задача одна -- поймать на нарушении правил работы. Чем больше людей ты поймаешь, тем лучше;<BR>-- кроме этого, каждый сотрудник "стучит" на коллегу. Чем больше "стучит", тем быстрее станет супервайзером, а супервайзер -- менеджером;<BR>-- за каждую ошибку -- штраф. Все движения и действия рассчитаны буквально по секундам. Работники фактически превращены в "винтиков".<BR>Именно к таким ситуациям и приводит социал-дарвинизм.<BR>Основное отличие "самоедских" систем от конкурентных в том, что в "самоедских" системах персонал конкурирует за ресурсы (зарплату, премии, льготы и т.п.), получение которых от самого персонала не зависит -- все решает некий начальник, не склонный к объективности и жесткому соблюдению "правил игры".<BR>Здоровая конкуренция возникает тогда, когда каждый работник конкурирует за "условно свободные" ресурсы -- такие, получение которых зависит только от качества его работы. Я знаю некоторых менеджеров, которые в течение 3-4 лет от ежемесячного дохода в $100 переходили к ежемесячному доходу в десятки и сотни тысяч долларов.<BR>Теперь можно сформулировать и ключевое отличие социал-дарвинизма от здоровой конкуренции. В системах, основанных на социал-дарвинизме, конкуренция между сотрудниками идет за ресурсы, получение которых от них не зависит. В этих условиях сотрудники рассматривают друг друга как "противников" -- "кормушка", "рука дающего" одна. Надо прорваться к ней.<BR>Здоровая конкуренция предполагает, что доступ к ресурсам зависит только от самих сотрудников. В условиях здоровой конкуренции сотрудники скорее станут союзниками. Союзничество становится предпочтительным -- "кормушки" разные, каждый ищет себе ее сам.